все о орехах

Скульптор орехов григорий


В Петергофе появился скульптурный портрет Пушкина авторства Григория Орехова

В Государственном музее-заповеднике «Петергоф» появилась скульптурная композиция под названием «Вечность», посвященная 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Автором портрета поэта стал современный художник и скульптор Григорий Орехов. За основу своей работы он взял посмертную маску Пушкина.

«Скульптор Григорий Орехов взял на себя смелость явить миру образ великого поэта в виде отлитой в бронзе гигантской посмертной маски. Созданный им пушкинский лик, установленный в Александрии, вступил в сакральное взаимодействие с пространством. От его присутствия в историческом парке выиграли и гений, и место. Образ и окружающий пейзаж дополнили друг друга новыми смыслами. И если раньше историки спорили о связи названия Александрии, семейной резиденции императора Николая I, с именами петровского соратника Александра Меншикова, императора Александра I или императрицы Александры Федоровны, то теперь — пусть на короткое время — оно созвучно имени Александра Пушкина — это просто и понятно», — рассказала гендиректор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Скульптура отлита из бронзы и латуни и покрыта белым пигментом. Ее высота — 3,8 метра. Рельеф работы меняется в зависимости от точки зрения, благодаря чему у зрителя возникает ощущение живой мимики.

Увидеть скульптурный портрет Пушкина авторства Александра Орехова на территории музея «Петергоф» можно будет до конца сентября.

 

www.buro247.ru

Юрий и Григорий Ореховы выдвинуты на союзную премию

Мониторинг СМИ

14.08.2009

Татьяна Хорошилова

Татьяна Хорошилова

"Союз. Беларусь-Россия" №418 (30) от 13 августа 2009 г.

Продолжается обсуждение номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства. От России представлены скульпторы Юрий Орехов (посмертно) и Григорий Орехов - авторы памятника Александру Пушкину в Минске.

Корреспондент "СОЮЗа" взял интервью у Григория Орехова, генерального директора Фонда содействия скульпторам России "Скульптор". С раннего детства Григорий находился рядом с отцом - с Юрием Григорьевичем, принимал участие в его творчестве. В 2004 году он открыл на собственные средства в Москве художественный музей, посвященный отцу, замечательному скульптору поколения шестидесятников, народному художнику России, академику Юрию Орехову. В музей превращена часть старинного особняка, расположенного в одном из тихих московских переулков.

Наш разговор и проходил в этом музее, рядом с мастерской, дающей представление о титаническом труде скульптора Юрия Орехова. Здесь собраны инструменты, которыми работал мастер, оборудование, которое создавалось по проектам скульптора. В 80-е годы мастерская Орехова считалась одной из лучших оборудованных в Москве, но мастерская не входит в музейный комплекс, а продолжает выполнять функцию рабочего помещения. Здесь сегодня работают молодые талантливые мастера.

Фамильные корни Ореховых уходят в глубь веков. Дед, прадеды и прапрадеды были кузнецами.

Интерес к творчеству проявился у Юрия Орехова в раннем детстве благодаря воспитанию матери: она любила рисовать. А первым профессиональным учителем рисования стал его школьный преподаватель Константин Скороходов - выпускник Строгановского училища. В его кружок нельзя было записаться, а можно было прийти только по приглашению Скороходова. Он сам выбирал лучших учеников.

- Педагог увидел, как отец рисует, и посоветовал ему поступить в институт, - рассказывает Григорий Орехов. - Он пошел в Строгановку на факультет, связанный с металлом. Но, когда вывесили списки абитуриентов, не нашел свою фамилию. Друзья ему сказали, что он - в списках монументальной скульптуры. Так началась его карьера.

- У вашего отца несколько памятников Пушкину. Как они создавались?

- Отец очень любил Пушкина, перечитывал его произведения. Отец начинал работу над образом поэта, сделав портрет Александра Сергеевича на мраморной колонне. Позже он вернулся к его образу в камне. Он любил Пушкина и всякий раз с радостью возвращался к его образу, а потом создал памятник Пушкина и для Минска.

- Как бы вы определили направление творчества скульптора Юрия Орехова?

- Он был приверженцем классической школы, но при этом не критиковал другие направления. В Академии художеств в последнее время он отстаивал позицию, чтобы академиком мог стать талантливый скульптор, а не ждать смерти другого академика. Отец вставал в 6 утра и сразу шел в мастерскую, работал там до 23 часов вечера. Он был трудоголиком. Когда ему говорили: "Юра, отдохни!", он отвечал: "От чего отдыхать?".

- Что было в планах у него?

- Памятник Лемешеву в роли Ленского, который должны были установить в Москве, в Серебряном Бору. Я готов поставить этот памятник безвозмездно.

- Когда был создан Музей имени Юрия Орехова?

- В 2004-м. Экспозиция в нем постоянная. Мне пришла идея создать музей имени отца, потому что осталось много его работ. Я создал премию имени Юрия Орехова, которой поощряются молодые скульпторы. Каждый год мы проводим награждение самых талантливых студентов в области скульптуры, дарим им "Золотой орешек". Грецкий орех был символом отца, он его изображал на своих скульптурах. Эта премия стала престижной и проводится в пятый раз.

- Каким было его творческое завещание?

- Он хотел, чтобы в его мастерской работала молодежь. Наш фонд "Скульптор" помогает молодым талантам безвозмездно. Сегодня для молодых - время тяжелое.

- Самая, на ваш взгляд, выдающаяся работа вашего отца?

- Скульптурный ансамбль писателю Лескову в Орле, памятники Пушкину в Минске и Вене, десять мраморных скульптур в Мраморном зале Кремля. Они все выполнены из целого куска мрамора руками скульптора. Такая работа для мастера очень значима. Отец делал скульптуры вместе с моим покойным братом Юрием Юрьевичем и за это получил Ленинскую премию, при этом отец никогда не состоял в партии, но никогда не оставался без работы. Высоко оценена его работа над барельефами храма Христа Спасителя. Здесь скульпторы пришли к единому пониманию стиля и почерка.

- Вы номинируетесь на премию Союзного государства вместе с отцом. Какое участие вы принимали в создании памятника Пушкину, установленному в Минске?

- Я был помощником, но, считаю, что автор произведения - отец. Мне приятно, что этот памятник номинирован на такую авторитетную премию, тем самым отмечен высокий уровень работы. Памятник Пушкину в белорусской столице - одна из самых любимых работ отца.

Дословно

Владимир Цигаль, народный художник СССР, академик:

- Я часто заходил в мастерскую к Юре. Со станков на меня поглядывали портреты не знакомых мне лиц, которые он лепил по фотографиям, женские фигуры, проекты новых памятников. Но Пушкина среди них не было. И вдруг зашел как-то, а Пушкин уже в сюртуке... Наверное, устав от душевных беспокойств, академической суеты, сполохов сварки, грохота отбойных молотков, все время копилось у него в душе что-то возвышенное, светлое, искреннее и стремилось высвободиться на волю. Этим возвышенным был Пушкин.

Александр Бурганов, скульптор, кандидат искусствоведения:

- Именно к счастливчикам я отношу Юрия Орехова... Он построил дворец в Кремле с фигурами из белого мрамора, вдохновенно возрождал храм Христа, взяв на себя труд явить всему миру лик Богородицы. Он работал в той квартире, где некогда трудился великий Репин, а за его столом собиралась вся наша семья - разные, совершенно не похожие друг на друга художники. Юрий Орехов - это замечательное явление русской культуры... Он создал легкий неповторимый стиль искусства ваяния, который присущ только ему.

www.postkomsg.com

Вечность. Выставка одного экспоната / Государственный музей-заповедник "Петергоф"

21 июня в парке Александрия на аллее у Готической капеллы открылась выставка одного экспоната - "Вечность", посвященная 220-летию А.С. Пушкина. Впервые в историческом пространстве Петергофа представлено произведение современного скульптора Григория Орехова. Временная выставка продлится до конца сентября.

Григорий Орехов родился в 1976 году в семье народного художника России, академика, известного московского скульптора Юрия Григорьевича Орехова (1927-2001). С детства наблюдал за работой отца в мастерской, где на стенах висели посмертные маски великих людей, использующиеся скульпторами как наглядное пособие. Это стало посылом к развитию данной темы в собственном творчестве: скульптуре "Вечность" интерпретирована посмертная маска А.С. Пушкина, выполненная по настоянию В.А. Жуковского, жизнь которого связана с петергофской Александрией.

По словам Григория Орехова, "маска Пушкина всегда производила на меня особое, другое впечатление. В словах Жуковского «Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! … никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли» описано то, что всегда ощущал я. Мне бы хотелось, чтобы люди увидели ее и почувствовали этого великого человека".

Петергофская Александрия – ассоциативное пушкинское пространство. Блистательный Петергоф не радовал поэта своим пышным великолепием и одновременно удручал суровой необходимостью появляться на придворных праздниках в мундире камер-юнкера. Иначе воспринималась Александрия, личные владения императора Николая I, ставшие местом постоянного присутствия любимого друга Василия Андреевича Жуковского, воспитателя царских детей. Именно Жуковский, стоя у одра Пушкина, потрясенный величественно-умиротворенным выражением знакомого лица, пригласил скульптора и распорядился снять с него слепок. Это был последний долг...

Посмертные маски — удивительный жанр, они не просто останавливают мгновение, создавая на память изображения усопших, в них застывают и живут последние чувства, а порой даже обстоятельства смерти людей, зачастую трагические. Маски, издавна признанные произведениями искусства, копируют, коллекционируют, выставляют в музеях.


Скульптор Григорий Орехов взял на себя смелость явить миру образ великого поэта в виде отлитой в бронзе гигантской посмертной маски. Созданный им пушкинский лик, установленный в Александрии, вступил в сакральное взаимодействие с пространством. От его присутствия в историческом парке выиграли и гений, и место. Образ и окружающий пейзаж дополнили друг друга новыми смыслами.

И если раньше историки спорили о связи названия Александрии, семейной резиденции императора Николая I, с именами петровского соратника Александра Меншикова, императора Александра I или императрицы Александры Федоровны, то теперь – пусть на короткое время – оно созвучно имени Александра Пушкина – это просто и понятно.


Рецензия А.Д. Боровского, российского искусствоведа, заведующего Отделом новейших течений Государственного Русского музея

Скульптура "Вечность" выделяется на фоне уже реализованных в реальной среде объектов Григория Орехова. Этот объект (3,8х2 м., бронза, белый пигмент, латунь) установлен в июне 2019 г. в романтическом пейзажном парке пушкинского времени, входящем в дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Парк назван императором Николаем Павловичем в честь своей жены императрицы Александры Федоровны – Александрией. Императрица пользовалась вниманием и уважением поэта. Так возникают историко-культурные сюжеты локуса: место пребывания скульптурного образа поэта осмысленно и означено.

В основе образа – посмертная маска Пушкина. Эта маска, сколько помнит Г. Орехов, всегда висела в мастерской отца, десятилетиями работавшего над собственной пушкинианой. Несомненно, в семье, буквально жившей пушкинской темой, было известно и то необыкновенное внимание к скульптуре, которое проявлял сам Пушкин. Роман Якобсон в знаменитой статье "Статуя в поэтической мифологии Пушкина" подсчитал: поэт в своих произведениях обращается к скульптуре двадцать пять раз! Причем – в трех произведениях "названия <…> указывают не на живое действующее лицо, но на статую, скульптурное изображение, и в каждом случае эпитет обозначает материал, из которого сделана статуя: трагедия «Каменный гость», поэма «Медный всадник» и «Сказка о золотом петушке»". И это – не считая писем и рисунков! Кроме того, со скульптурой у Пушкина связаны интереснейшие биографические моменты ("Медная бабушка" – статуя Екатерины II – как приданое в сюжете женитьбы поэта на Н.Н. Гончаровой). Всё это, несомненно, повлияло на обращение Г. Орехова к пушкинской теме. Но – не только это. Художника профессионально занимают идеи новой ландшафтности. Думаю, Орехов учитывал и новый тренд современной скульптуры: именно в 2000-е появился мотив монументализированных голов, прямо, без больших постаментов, внедряемых в реальное пространство (скульптор Жауме Пленза).

Таким образом, в работе Орехова мемориальная тема сочетается с инновационной, которую я определил бы как новая контактность. С природой. И – со зрителем.

Орехов очень деликатно обращается с иконографическим материалом. Маска не "авторизована" в плане вмешательства в исходную форму. Скульптор, скорее, в большей степени "тронул" тыльную сторону, сделав своего рода скульптурный пространственный рельефный негатив. Разумеется, некоторая нюансировка видится и в лепке лица: Орехов выявляет объемы, несколько разглаживает фактуру. Вкупе с молочно-белой тонировкой это задает некую опосредованность, отрыв от драматической документальности маски. Пушкин предстает как природная данность: здесь неуместны напряженность, экспрессия, более органичны спокойные, умиротворенные состояния. Скульптура – часть природы, ландшафта. К вечеру её абрис скрадывается туманом, лучи заката и восхода дают камерные, чуть ощутимые свечения поверхности, на восприятие влияют влажность и другие атмосферные моменты. Масштаб – лицо, увеличенное в десятки раз, – создает новые ситуации смотрения: рельеф меняется в результате позиционирования зрителя (приближение-отход, круговое движение), возникает ощущение живой мимики, мимолетных переходов настроений.

Пушкин укоренен в ландшафте, растворен в природе; ландшафт говорит Пушкиным, дышит его стихами.

Думаю, скульптура Орехова сегодня – один из наиболее успешных примеров нового средового подхода: высокотехнологичность и пейзажность рождают какой-то новый синтез.

peterhofmuseum.ru

Григорий орехов скульптор — описание памятника Пушкина в Баку — 3 ответа



Орехов скульптор

Автор Ирада Мухтарова задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура

описание памятника Пушкина в Баку и получил лучший ответ

Ответ от Sir JOHN[гуру]
<i>Установлен в сквере на улице Пушкина в октябре 2001 года. Скульптор - Ю.Орехов.

Установка памятника Пушкину была совместным проектом России и Азербайджана и связана с празднованием 200-летия поэта. Автор памятника - известный российский скульптор, академик Юрий Григорьевич Орехов, ушел из жизни всего за несколько месяцев до установки памятника. Интересно, что памятники Пушкину работы Ю.Орехова уже были установлены в Австрии (Вена) и Италии.
Памятник Пушкину в Вене, Фаворитен. Установлен в 1999 году. Скульптор Ю. Г. Орехов

Работа над бакинским проектом в целом шла около 1,5 года. Открытие планировали провести несколько раньше - во время визита Путина в Азербайджан, но затем, по взаимному согласию, отложили. В Баку памятник Пушкина привез сын Ю.Орехова - Григорий Орехов (кстати, тоже скульптор). Он выполнил функции, возложенные на него отцом, и установил памятник точь-в-точь по подготовленному им макету.
Памятник изготовлен из бронзы в стиле <u>реализм</u>. Пушкин одет в модный костюм тех времен, на нём редингот (распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником, застегивающееся доверху на пуговицы), под ним жилет с двойным рядом пуговиц, на шее жабо, на голове цилиндр, внизу панталоны со штрипками, в руках трость, он как бы прогуливается по парку.</i>
http://www.window2baku.com/Monuments/mn_pushkin.htm

Ответ от Бибизяна абизянна[гуру]
улица Пушкина.. около отеля мэрриот...


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: описание памятника Пушкина в Баку

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Орехов Юрий Григорьевич на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Орехов Юрий Григорьевич

Оферта на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Оферта

Пархоменко на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Пархоменко

 

Ответить на вопрос:

3otveta.ru

Новая выставка в парке Александрия / Новости / Государственный музей-заповедник "Петергоф"

В парке Александрия на аллее у Готической капеллы появилась законченная в этом году скульптура "Вечность" Григория Орехова, созданная по мотивам посмертной маски А.С. Пушкина. Временная выставка продлится до 13 октября 2019.

Григорий Орехов: "Я с детства жил и работал с отцом в мастерской. На стенах висели посмертные маски великих людей, использующиеся скульпторами как наглядное пособие. Маска Пушкина всегда производила на меня особое, другое впечатление. В цитате Жуковского описано то, что всегда ощущал я".

В.А. Жуковский в письме к С.Л. Пушкину, 15 февраля 1837: "Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон, не покой!.. никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нём и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда всё земное отделилось от него с прикосновением смерти… К счастию, я вспомнил вовремя, что надобно с него снять маску".


Григорий Юрьевич Орехов – потомственный скульптор, сын Юрия Григорьевича Орехова (1927-2001), народного художника России, академика, вице-президента Российской академии художеств. После смерти отца Григорий возглавил созданный отцом при Российской академии художеств Фонд "Скульптор". В 2003 году Григорий основал музей "Творческое наследие академика Юрия Орехова". В 2004 году он учредил первую в России Премию "Золотой орех" среди молодых студентов академических образовательных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга. Последние десять лет Григорий Орехов активно работает в архитектурно-художественном направлении и дизайне. Результаты творческой деятельности с успехом реализованы в России и за рубежом. 

peterhofmuseum.ru


Смотрите также