все о орехах

Резьба по ореху


Хайдао - резьба по фруктовым косточкам

Сезон сочных фруктов - абрикосов и персиков в самом разгаре, потому хочу напомнить про старинное китайское ремесло. В Китае издавна существует традиционное искусство хайдао - резьба по фруктовым косточкам. Мастера хайдао сперва тщательно обрабатывали косточки, затем рисовали чертеж, а точнее, план, которому следовали в процессе работы над скульптурой. Особенно ценными считались косточки от персиков, поскольку в древнекитайской культуре персик это символ спасения, а также богатства и процветания. Украшения именно из таких косточек предпочитали носить высокопоставленные особы и члены их семей. а путешественники считали своим долгом привезти из поездок по Китаю несколько таких оригинальных скульптурок.

В наши дни фигурки вырезают и из косточек других растений, например оливы. Существует также резьба по скорлупе грецкого ореха.

www.livemaster.ru

Характеристики древесных пород.Особенности работы. ~ Резьба по дереву

          Здравствуйте, друзья!
  В этом сообщении рассмотрим свойства некоторых древесных пород.Почему "некоторых"?Древесных пород очень много.Поэтому дадим характеристику тем, которые представляют наибольший интерес для резчика по дереву.
   Обычно древесину по степени пригодности для резных работ делят на три группы : очень твердая, твердая и мягкая.
Различают еще древесину ядровую (яблоня, сосна, дуб, ясень и др.) и безъядровую (ольха, ель, липа, клен, осина, береза и др.). Ядровая - это древесина, у которой внутренняя часть ствола более темная, чем остальная.Слой более светлой древесины, расположенной вокруг ядра, называется заболонью. Ну и чем суше древесина, тем она тверже.У меня есть несколько заготовок осины (мягкая порода), которые пролежали лет 12-14.Так по твердости они не уступают березе.
   Я же расположу в своем сообщении древесные породы по степени их пригодности к резьбе и к токарным работам.Критерии оценки - доступность древесины, как она режется и обрабатывается.Если вы дочитаете эту статью до конца, то будете знать, какую древесину лучше использовать для той или иной работы.Это поможет облегчить свой труд и избежать ненужных ошибок.
Липа.Это лучший материал для резьбы, "чемпион" среди древесных пород.Древесина белого цвета, ближе к сердцевине встречаются розовато-бурые переходы.Годичные кольца почти не заметны.Древесина мягкая и вязкая.Режется очень легко, срез ровный, блестящий.Отлично шлифуется.Пригодна для токарных работ (знаменитые матрешки!). При хранении почти не усыхает и не коробится.Работать с липой - одно удовольствие.Пригодна для всех видов резьбы.
Осина.Этому дереву легенды приписывают совершенно мистические свойства.Мол, колом из осины можно убить вурдалака.На осине якобы повесился Иуда и именно поэтому листья на дереве постоянно дрожат от страха.А шляпки подосиновиков красные от крови Иуды.А в остальном самое обычное дерево, хорошо пригодное для резьбы.
  Древесина мягкая и легкая.Цвет белый, иногда с зеленоватым или голубоватым оттенком.Текстура слабо выражена, но полированное изделие выглядит очень красиво, как перламутровое.Режется легко.Есть особенности.Рядом лежащие слои древесины могут идти в противоположном направлении.Чтобы не было задиров или сколов, нужно в этих местах менять направление реза.Шлифуется легко, но также есть нюансы.Поскольку древесина не очень однородная по плотности, при шлифовании крупнозернистой наждачной бумагой (наждачкой) "махрится". Приходится очень долго шлифовать, применяя среднюю и мелкую наждачные шкурки. Поэтому изделие лучше резцами выводить под "0", чтобы сразу шлифовать средней или даже мелкой шкуркой.При проработке мелких и тонких деталей дает сколы.Поэтому нужно быть очень осторожным.Пригодна для всех видов резьбы.Фантастически красива древесина сувелей осины.По цвету - настоящая золотая парча.
Ольха.В свежеспиленном состоянии древесина белая, на воздухе быстро становится красно-бурой.Высохнув, цвет меняется на светло-кремовый.Текстура слабо выражена, с буроватыми крапинками, черточками, полосками.Древесина мягкая, однородная.Хорошо и легко режется.Порезки гладкие и чистые.Отлично шлифуется.При неправильном хранении дает глубокие трещины.Пригодна для всех видов резьбы.
Береза.Для русского человека это особенное дерево.Наверное никто так красиво не писал о березе, как С.Есенин :

Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?


Древесина березы белая, с желтоватым оттенком.Чуть подгнившая древесина изобилует розоватыми, желтоватыми, коричневыми разводами.Из такой древесины, специальным образом обработанной, вырезают и точат красивые декоративные изделия.Древесина березы плотная, твердая.Хорошо режется и шлифуется.Пригодна для большинства видов резьбы и токарных работ.Очень красивы по текстуре березовые сувели- наплывы древесины на стволе дерева.Для березового сувеля характерен хорошо выраженный "мраморный" рисунок древесины с перламутровым отливом и сиянием.Очень красив рисунок древесины капа - совокупность "спящих" почек.Текстура капа похожа на "павлиньи глазки".Сувели и капы широко используются резчиками по дереву для изготовления ваз, чаш, шкатулок и т.п.
Тополь.Древесина мягкая, легкая и однородная.Цвет белый, хорошо видны годичные кольца.Легко режется и обрабатывается.Древесина не плотная.Поэтому при направлении резца перпендикулярно годичным кольцам при помощи киянки может сминаться.Это нужно учитывать.Пригодна для всех видов резьбы.
Сосна.Хвойная ядровая порода.Ядро буро-красное.Четко видны годичные кольца.Особенно красивая текстура на тангентальном срезе.Древесина легкая, мягкая, легко колется.На тангентальном срезе режется тяжело.Если сосна не обессмолена, то шлифуется и окрашивается плохо.Пригодна для всех видов резьбы, в том числе и для токарных работ.
Ель.Древесина белая, слегка желтоватая или с розоватым оттенком.Хорошо видны годичные кольца.У ели легкая, мягкая древесина, легко колется.При высыхании трескается.Текстура ели в месте отрастания ветвей по кругу ствола очень красивая, хорошо проявляется при токарных работах.Пригодна для домовой, геометрической резьбы.Из-за сучковатости и неоднородности в рельефной резьбе применяется редко.
Рябина.Порода с красивым красно-бурым ядром.Заболонь белая, иногда содержит бурые и черные слои.Древесина твердая, тяжелая и прочная, хорошо обрабатывается резцами.Красивы из рябины токарные изделия.Пригодна для декоративных работ небольшого размера.Шлифуется легко.При хранении сильно усыхает.Подвержена растрескиванию.
Черемуха.Древесина крепкая, вязкая и тяжелая.Хорошо режется, шлифуется и окрашивается.При сушке коробится мало.Но древесина сувеля черемухи шлифуется тяжело.При сушке может растрескиваться.У взрослого дерева древесина красно-бурая с черными прожилками.Пригодна для большинства видов резьбы, токарных работ,  изготовления украшений (бижутерии), небольших поделок.
Черешня.Ядровая порода.Древесина желто-коричневая, до бурой, с очень красивой текстурой.Быстро сохнет.Древесина твердая, хорошо режется, но при неаккуратной работе дает задиры и сколы.Приятно пахнет.Отлично шлифуется.Пригодна для рельефной, объемной резьбы, токарных работ,  поделок и сувениров.
Груша.Древесина от розовато-коричневой до красно-бурой.Тяжелая, твердая, но режется отлично во всех направлениях.Ее можно использовать для изготовления мелких поделок с тонкой проработкой рисунка, для рельефной, объемной резьбы, токарных работ.Высушенная древесина не коробится и не трескается.Отлично шлифуется.Полированная поверхность выглядит очень красиво.
Яблоня."Яблони в цвету-такое чудо!". Действительно, чудесная порода для резьбы.Ядровая порода.Ядро красно-коричневое, заболонь бело-розовая.Древесина плотная, твердая, при сушке сильно трескается.Даже пролежавшая несколько лет заготовка при обработке дает трещины.Хорошо режется, отлично шлифуется и полируется.Очень красивы из яблони токарные изделия.По яблоне можно выполнять очень тонкую резьбу.Прекрасно смотрятся небольшие поделки, статуэтки, сувениры, шкатулки.
Шелковица или тутовое дерево.Цвет древесины желтоватый до желто-коричневого.Твердая порода, но хорошо режется, шлифуется и полируется.Позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Орех грецкий.Ядровая порода.Ядро серо-коричневое.Заболонь сероватая с различными оттенками вплоть до черного. Корень и комель с очень красивой текстурой.Легко режется и обрабатывается.Очень красивы токарные изделия.На них можно получить цветовые переходы от белого до черного.Пригодна для рельефной, объемной резьбы, поделок и сувениров.
Клен.Древесина однородная, белая с хорошо обозначенными границами годичных колец.Древесина крепкая, тяжелая и твердая.Режется с трудом, но срез очень четкий и гладкий.Хорошо шлифуется и полируется.Полированные изделия выглядят очень красиво.Пригодна для всех видов резьбы и токарных работ.
Красное дерево .Хотя в России и не произрастает, раздобыть его можно.Древесина по цвету от желтовато-розовой до красно-бурой, почти вишневого цвета.Имеет своеобразную ленточную структуру с чередованием матовых и блестящих полос.Твердая, крупнососудистая древесина.При резьбе может крошиться.Шлифуется и окрашивается хорошо.Подходит для изготовления различных панно, статуэток.
Ясень.Ядровая порода, светло-бурая, с коричневым оттенком.Заболонь от желтоватой до розовой.Древесина крупнососудистая, твердая, текстура красивая.Режется с трудом, крошится по годичным слоям.Перед финишной отделкой необходимо грунтовать (заполнять поры), чтобы выровнять поверхность.О заполнении пор читайте здесь.
Акация.Ядровая порода.Ядро темно-коричневое, до пунцового, заболонь от белой до желто-зеленой.Очень прочная, твердая древесина.Переход по границам годичных колец резкий, это создает очень красивую текстуру.Срез блестящий, гладкий.Режется с трудом, шлифуется хорошо.Из акации получаются очень красивые украшения, поделки и сувениры.Хорошо подходит для токарных работ.
Дуб.Ядровая порода.Ядро от желто-коричневого до темно-красного.Заболонь светло-желтая.Все знают, что древесина дуба очень прочная и твердая ("крепок, как дуб!"). У дуба красивая текстура, особенно на поперечном срезе.Пригоден для всех видов резьбы, особенно для объемной.Режется тяжело, шлифуется хорошо.Поскольку древесина дуба крупнососудистая, то перед отделкой ее необходимо грунтовать - заполнять поры.Лучшей отделкой для древесины дуба считается воск.Подвержен растрескиванию.Из дуба получаются красивые токарные изделия при поперечном точении.
Самшит.Светло-желтая порода древесины с характерным приятным запахом.Очень твердая, режется с трудом.Позволяет прорезать тонкие детали.Отлично подходит для изготовления мелких поделок, сувениров, статуэток.Кто бывал в Крыму, видел на лотках у набережных множество сувениров из самшита.
   Итак, мы рассмотрели характеристики наиболее часто встречающихся древесных пород.Большинство из них произрастает в средней полосе России.
   Надеюсь, эта информация будет полезной для вас.
          Всего доброго и до свидания!

www.rezbakrasa.ru

Молитвенные орехи - резьба по дереву XVI века - Современное искусство

Такими вы их еще не видели!..

Мы все склонны восхищаться другими людьми, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Это могут быть наши родственники, друзья или те, кого мы никогда не встречали, но кто поражает нас своей жизнью и достижениями, что они делают и как живутa.

И это, прежде всего, звезды музыки и кино, которые поражают нас своими потрясающими актерскими способностями, прекрасными песнями, выдающимся интеллектом, - а это обычно заставляет нас забыть, что они всего лишь одни из нас!

Пользователь Инстаграма под ником Velvet Coke показывает обычную земную жизнь знаменитостей. Он собирает старые, редкие фотографии известных людей, и возвращает нас на несколько десятилетий назад.

1. Софи Лорен, 1965 год: "Я бы лучше съела пасту и выпила вина, чем носила маленький размер одежды".

velvetcoke

2. Когда Диана взяла своих детей в Диснейленд, она заставила их ждать в очереди, как это делали все остальные.

velvetcoke

3. Джеймс Дин и его кот Маркус, Нью-Йорк, 1954 год.

velvetcoke

4. Фредди Меркьюри на Дарте Вейдере, август 1980 года.

velvetcoke

5. Николь Кидман выходит от своего адвоката после развода с Томом Крузом.

velvetcoke

6. Дэвид Боуи, 1993 год.

velvetcoke

7. Брэд Питт.

velvetcoke

8. Майкл Джексон и Пол Маккартни моют посуду, 1982 год.

velvetcoke

9. Милла Йовович, 1988 год.

velvetcoke

10. Одри Хепберн, 1955 год.

velvetcoke

11. Мэрилин Монро.

velvetcoke

12. 9 ноября 1985 года: принцесса Диана танцует с Джоном Траволтой на государственном ужине в Белом доме, Вашингтон.

velvetcoke

13. Мэрил Стрип в метро, 1981 год.

velvetcoke

14. Дрю Бэрримор.

velvetcoke

15. 28-летний Барак Обама.

velvetcoke

16. Киану Ривз, август 1995 года.

velvetcoke

17. Софи Лорен и Джейн Мэнсфилд.

velvetcoke

18. Джастин Тимберлейк и Райан Гослинг, 1994 год.

velvetcoke

19. Певица Шер катается на роликах.

velvetcoke

20. Джонни Депп и Вайнона Райдер, май 1991 года, фото для журнала Vogue UK.

velvetcoke

21. Принц Гарри держит за руку Викторию Бекхэм, 1997 год.

velvetcoke

22. Эми Уайнхаус в подростковом возрасте, конец 90-х годов.

velvetcoke

23. Элтон Джон выступает на стадионе в Лос-Анджелесе, 1975 год.

velvetcoke

24. Хит Леджер.

velvetcoke

25. Кэрри Фишер, 1980 год.

velvetcoke

26. Роберт Дауни мл. и Сара Джессика Паркер.

velvetcoke

27. В 1958 году Элвис Пресли проходил военную службу.

velvetcoke

28. Фрида Кало.

velvetcoke

29. Мэттью Перри, Дэвид Швиммер и Мэтт ЛеБлан.

velvetcoke

30. Стив Бушеми в школьном выпускном альбоме.

velvetcoke

31. Анджелина Джоли.

velvetcoke

32. Одри Хепберн в свадебном платье готовится к съемкам в фильме "Забавная мордашка".

velvetcoke

33. Леонардо Ди Каприо.

velvetcoke

А вы раньше видели эти снимки?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

s30696534344.mirtesen.ru

Молитвенные орехи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Молитвенные орехи (англ. prayer nuts) — вид миниатюрных резных изделий из дерева, популярных в Северной Европе, преимущественно Нидерландах, в XV—XVI веках. Молитвенные орехи имеют сферическую форму и, как правило, состоят из двух соединённых между собой частей, что придаёт им сходство со скорлупой грецкого ореха. Миниатюры изготавливались из самшита и изображали библейские события, в основном сцены, связанные с Христом.

Молитвенный орех в закрытом виде. Нидерланды, нач. XVI в.

Самшит является идеальной породой для резьбы по дереву, хотя использование этой разновидности древесины ограничено малыми размерами изделий. Самшит имеет равномерную твёрдость, однородное строение, устойчив к сколам и трещинам. Большинство молитвенных орехов изготовлены именно из самшита, хотя встречаются аналогичные изделия, выполненные в серебре и украшенные эмалью.

Уровень детализации самшитовых миниатюр феноменален; на некоторых изделиях видна текстура таких мельчайших деталей, как перья на крыльях ангела, чешуйки дракона, отделка одежды фигур и украшения[1]. Из-за обилия деталей, объёмности и малого размера изделий обычная фотография не способна качественно их запечатлеть, и их изображения собирают на компьютере из снимков, сделанных с фокусировкой на разное расстояние[2].

По оценкам искусствоведов, на создание одного готового изделия могло уйти до 30 лет, то есть фактически вся карьера мастера, если бы он работал единолично[3][4]. Поэтому молитвенные орехи и прочие миниатюрные изделия из той же категории были чрезвычайно дорогими, и лишь самые обеспеченные люди своего времени, аристократы и представители правящих семей, могли их себе позволить. Молитвенные орехи были символом роскоши и статуса владельца, чем объясняется немногочисленность дошедших до нас изделий этой категории. Известно, что самшитовыми миниатюрами владели король Англии Генрих VIII и его жена Екатерина Арагонская, император Священной Римской империи Карл VI и Альбрехт V Баварский. Некоторые изделия содержат инициалы или гербы своих первых владельцев, для которых были изготовлены.

Вероятно, над каждым изделием трудились несколько мастеров с подмастерьями, каждый из которых отвечал за свою часть работы. Рельефы изготавливались из нескольких частей, затем соединялись и наклеивались на деревянную основу. В большинстве случаев имена авторов изделий неизвестны; одно из немногих дошедших до нас имён — Adam Dirksz Hinderduyn (ок. 1570—1640).

Шарообразные подвески для молитвенных четок являются самой частой формой самшитовой миниатюры, однако известны и другие разновидности изделий той же категории: это, прежде всего, триптихи и диптихи, а также миниатюрные резные гробы[5], статуэтки и даже флакончики для парфюма[6].

  • Миниатюрный гроб. Нидерланды, нач. XVI века

  • Миниатюрный алтарь-триптих. Нидерланды, нач. XVI века

  • Триптих, левая створка

  • Триптих, правая створка

ru.wikipedia.org

Резьба по дереву, кости и камню

2 часа 9 минут назад

Олег АКАТОВ
  • 1 просмотр
  • опубликовано 2 часа 9 минут назад

1 неделя 18 часов назад

Олег АКАТОВ
  • 14
  • 83 просмотра
  • опубликовано 1 неделя 18 часов назад

1 неделя 4 дня назад

Олег АКАТОВ
  • 18
  • 282 просмотра
  • 6 комментариев
  • опубликовано 1 неделя 4 дня назад

2 недели 2 дня назад

Владимир ШТУРКО
  • 5
  • 90 просмотров
  • опубликовано 2 недели 2 дня назад

2 недели 6 дней назад

Олег АКАТОВ
  • 14
  • 108 просмотров
  • опубликовано 2 недели 6 дней назад

3 недели 6 дней назад

Олег АКАТОВ
  • 7
  • 112 просмотра
  • опубликовано 3 недели 6 дней назад

1 месяц 2 недели назад

Олег АКАТОВ
  • 15
  • 150 просмотров
  • опубликовано 1 месяц 2 недели назад

1 месяц 3 недели назад

Олег АКАТОВ
  • 16
  • 183 просмотра
  • опубликовано 1 месяц 3 недели назад

1 месяц 3 недели назад

Геннадий Горшков
  • 12
  • 159 просмотров
  • опубликовано 1 месяц 3 недели назад

1 месяц 3 недели назад

Олег АКАТОВ
  • 14
  • 373 просмотра
  • 5 комментариев
  • избрали (1)
  • опубликовано 1 месяц 3 недели назад

www.rezbaderevo.ru

Иранское искусство резьбы по дереву

Слово резьба означает особый вид резьбы по дереву, этот вид искусства насчитывает древнюю историю. Наверное, началом истории резьбы по дереву можно считать время, когда человек впервые обтесал примитивным инструментом поверхность из дерева.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило широкое распространение, во всех уголках Ирана многие мастера занимаются этим видом ремесла. Однако, к сожалению, постепенно забывается использование оригинального дизайна, включающего создание орнамента, цветов и узоров, их место занимают зарубежные работы.


В этом виде искусства вместо того, чтобы выполнять резьбу по дереву и создавать на деревянной поверхности выпуклые определенные рисунки, соединяют между собой различные породы кусочки из дерева различной природной цветовой гаммы. Эта работа имеет много общего с мозаикой. Данный новый метод работы по дереву предусматривает использование древесины самшитового дерева для передачи в создаваемом рисунке желтого цвета, а также унаби для передачи красного цвета.
Для резьбы по дереву обычно используется древесина грецкого ореха и/или корни лесных деревьев, которые сами по себе имеют красивые узоры. Самым важным материалом, на котором выполняют резьбу, является, конечно, древесина. Такая древесина должна быть прочной и ровной. С этой целью используют древесину черного дерева, капустной пальмы, кампешевого дерева, самшита, унаби и грецкого ореха. Конечно, так как черное дерево и кампешевое дерево являются более прочными породами древесины с большим содержанием жира в древесине, соответственно такие породы древесины более долговечны, однако, в Иране по причине наибольшей распространенности обычно используют древесину грецкого ореха. Резьба по дереву, привлекающая к себе внимание, распространена в городах Гольпайган и Исфаган.

sanaei.livejournal.com

Мастерская Гречихин и Сын: Материалы для миниатюрной резьбы

Дерево

Для миниатюрной резьбы применяют твердые мелкотекстурные породы дерева: самшит, кипарис, граб, груша, яблоня, орех, можжевельник, бук, клен.

Чем тверже дерево, тем более тонкая проработка деталей миниатюрного изделия, тем большего портретного сходства можно достигнуть и в случае скульптурно-горельефного сюжета резная миниатюра получается более выпуклой и контрастной. Вперед выступают основные персонажи миниатюры. Появляется возможность проработки фона и задних планов – это дает ощущение перспективы и еще более подчеркивает объемность миниатюры.

Кость

Идеальным материалом для резной миниатюры является кость: слоновая кость, ископаемый бивень мамонта, бивень моржа, коровья «цевка».

Цвет кости имеет разнообразные оттенки: начиная от снежно-белого, кремового, желтого до коричневой наружной корки. Бивень мамонта, найденный в зеленой глине, имеет серо-голубой цвет. Кость можно также окрашивать в однотонные цвета.

Кость легко полируется до зеркального блеска, на поперечном срезе бивня особенно с края видна структура кости, многократно пересекающиеся между собой радиальные линии.

Мамонтовая кость немного отличается от слоновьей. Она более жесткая и менее прозрачна на тонких срезах. Пластические свойства и прочность кости позволяют выполнять тончайшую ажурную или сквозную резьбу.

Бивень мамонта

Работа с костью требует твердой руки и верного глаза. Для тончайшего ажура и рельефа в доли миллиметра нужен ювелирный подхода, не терпящий промахов. Здесь также играет роль высокая стоимость бивня.

Бивень мамонта – материал невосполняемый и его цена будет только увеличиваться. Отсюда возникает природное желание – каждый, даже самый маленький кусочек пустить в дело. Раскрой бивня очень важная операция, над которой нужно крепко подумать, а если необходимо – применить специальные методы обследования.

Например, для резной миниатюры “Охота на медведя” пришлось обследовать кусок бивня на томографе в ЦКБ №5 г. Харькова. Томограф выдал карту расположения внутренних трещин бивня, что определило размеры и форму миниатюры.

Коровья кость – “цевка”

Миниатюрная резьба на коровьей кости – “цевке” требует специальной подготовки кости. Это ее обезжиривание путем длительного вываривания в слабощелочном растворе и, в некоторых случаях, отбеливание.

Утолщенные к суставам концы трубчатых костей имеют достаточный объем и плотность. Из них можно делать даже миниатюрные скульптуры до 5см.

Мне встречались небольшие китайские шахматы из “цевки”, но глядя на них, понимаешь, что резчик работает, как автомат, не задумываясь над сутью производимого. Природные ограничения по толщине и размерам кости предложили так называемый многослойный рельеф.

На Рождественской выставке в Штутгарте я видел многофигурную миниатюрную композицию «Рождество Христово» размером примерно 20х12см. Персонажи были вырезаны отдельно и установлены определенным образом в хлеву из костяных досок и камней. Пол в хлеву был сделан, как бы, из каменных плит не симметричной формы. Эта слегка тонированная миниатюрная резьба выглядела очень эффектно. К этому Рождественскому вертепу был приложен сертификат подтверждающий происхождение кости. В Германии природо-охранные организации следят за запретом на ввоз бивней и изделий из слоновой кости.

Из пластинок животной кости или “отходов” бивня можно вырезать маленькие шедевры – декоративные броши и кулоны.

Бесчисленное сочетание роз, полевых цветов, листьев, побегов, бутонов, ленточек и бантиков дают широкий простор для творчества. Но не только растительные мотивы могут быть сюжетом для броши.

Орнаментальные обработки формы креста, мифологические персонажи, аллегорические образы, авангардные формы дают возможность уйти от прямого назначения и превратить брошь или кулон в коллекционный предмет.

Это относится также к малозаметному предмету – костяной пуговице.

Кружочек с 4 дырочками, выточенный на токарном станке, действительно малопривлекательный. Но стоит превратить пуговицу в цветочную форму (не обязательно круглую) или геометрически стройную ажурную резьбу снежинки, как эта пуговица – как аксессуар начинает “держать” модель одежды.

www.carving-master.com

Мастерская Гречихин и Сын: Резьба

В эволюции развития человечества существуют такие понятия как каменный, бронзовый и железный века.

Все эпохи имеют свое начало и свой конец, кроме эпохи дерева. Деревянный век начался с рождением человечества и продолжается по сей день.

Доступность дерева, легкость в обработке, экологичность и возобновляемость его как ресурса этому объяснение.

Как у древнего человека появилась творческая извилина в мозгу, он на своей дубине косточкой от съеденного зверя, начал этого зверя изображать. Так наверное и зарождалась Резьба по Дереву как вид деятельности человека.

Со временем резьба по дереву превратилась в искусство и ремесло – от плотницкой вытески бревен до высокохудожественной скульптуры и тончайшей паутинной резьбы.

Искусство резьбы по дереву универсально – оно было повсюду: рождалось в бедных избах и головах гениев, жило в поместьях и дворцах, расцветало в церквях и храмах.

Резьба по дереву представлена в ее многочисленных видах:

  • бытовая,
  • архитектурная,
  • ажурная или прорезная,
  • деревянная скульптура,
  • миниатюрная,
  • рельефная.

Церковная резьба по дереву включает в себя все виды и применение того или иного зависит от стиля изделия, его места и уровня мастерства исполнителя.

Например: прорезная резьба – на царских вратах, капитель колонны – архитектурная резьба, деревянной скульптурой являются – головки и фигуры ангелов и Святых.

В старину особняком стояли специалисты, работавшие в области церковной и корабельной резьбы. Это мастера «ученые», только их именовали резчиками.

Всех остальных деревообработчиков называли по виду выпускаемой продукции: плотники, столяра, каретники, колесники, ложечники, ковшечники, бочарники и т.д.

Занимаясь резьбой по дереву профессионально или как любитель вы вносите свою долю в разнообразие окружаещего пространства таким образом продолжая Нескончаемый Деревянный Век.

www.carving-master.com

Виды резьбы по дереву: контурная, плоскорельефная, ажурная, пропильная

Художественная резьба по дереву развивалась столетиями. В статье рассматриваются виды резьбы по дереву — от традиционных до самых современных.

С самых ранних этапов развития человеческой цивилизации дерево использовалось для изготовления жилищ, транспортных средств, предметов быта.

Обработкой дерева занимались очень многие мастера. Они старались украсить готовое изделие — новый дом, ладью, небольшую вещицу, детскую игрушку. Художественная резьба по дереву, состоявшая вначале в нанесении несложных орнаментов, развивалась столетиями. Мастерство деревообработки совершенствовалось с появлением новых инструментов и других возможностей.

История резного дела

В России с её лесными богатствами древесину использовали во всех сферах жизни. Из дерева строили дома, в более поздний исторический период — храмы, изготавливали мебель и кухонную утварь. Лодки и корабли делали из многих пород дерева. Орудия труда частично или полностью изготавливались из древесины.

Деревянные скульптуры имели отношение к религии и обрядам. Самым древним объектом, вырезанным из дерева, считается Шигирский идол. Эта скульптура из лиственницы найдена на Урале. Идол покрыт разнообразными узорами, отражающими мировоззрение людей того времени.

В XVI веке резьба по дереву была повсеместным народным промыслом. Настоящим искусством она стала уже в XVII и последующих веках. Для украшения церквей и дворцов использовались одновременно многие виды резьбы по дереву.

Центрами резьбы в России были сёла:

  • Богородское;
  • Аргуново;
  • Абрамцево, Кудрино и другие.

В каждом из этих мест формировался свой особый стиль, определяемый породами дерева, приёмами работы, используемыми инструментами, характером орнаментов и рисунков.

В мире развитие резьбы по дереву также связано с запасом природных ресурсов.

Наибольшую известность получили изделия из таких стран и регионов, как:

  • Северная Америка — искусство индейских племён;
  • Скандинавские страны, Великобритания — рельефы;
  • Китай — резьба Dongyang (произношение: Дон-ян или Дун-ян). Горельефы, круглая скульптура, прорезная резьба;
  • Индия и страны Юго-Восточной Азии: храмовая резьба;
  • Япония: миниатюрные скульптуры нэцкэ и окимоно, театральные маски;
  • страны исламского мира — украшение мечетей;
  • Африка — ритуальные маски и предметы быта из местных пород дерева (многие из них в Северном полушарии воспринимаются как экзотика).

Современная резьба: классификация по типу резьбы

Для классификации важны:

  • соотношение фона и узора по высоте;
  • форма элементов узора;
  • инструменты, с помощью которых выполняется работа.

Сквозная резьба

Характеризуется сквозными отверстиями. По внешнему виду напоминает кружево. Как правило, представляет собой цельный узор на фоне с удалёнными фрагментами.

Важную роль играет способ, как именно, с помощью какого инструмента убираются участки фона.

Её подвиды

Пропильная резьба по дереву

Сквозные отверстия создаются с помощью лобзика или пилы. Работу с лобзиком часто называют выпиливанием по дереву.

Пропильная резьба по дереву

На фасадах домов часто встречаются украшения, выполненные в этой технике. Этим способом украшают мебель, полки и многие мелкие предметы обихода: шкатулки, подсвечники, кухонные принадлежности.

Прорезная, или ажурная резьба по дереву

Для удаления участков фона пользуются стамесками. В зависимости от способа выборки дерева подразделяется:

Глухая резьба

Ни на рисунке, ни на фоне изделия нет сквозных отверстий.

При этом высота фона и рисунка относительно друг друга позволяет классифицировать виды глухой резьбы следующим образом:

Рельефная резьба по дереву

Подвиды: барельефная и горельефная. От французских терминов, означающих «низкий рельеф» (bas-relief) и «высокий рельеф» (haut-relief). Невысокий рельеф мало чем отличается от гравюры.

Барельеф — рисунок возвышается над фоном менее чем на 1/2 своей высоты.

Горельеф — выступает над фоном более чем на 1/2 высоты и выглядит как скульптура, не до конца отделённая от фона.

Рельефная резьба по дереву мастера Кронида Гоголева

Плоскостная резьба

Плосковыемчатая резьба по дереву

Делится на плосковыемчатую (рисунок углублён в фон) и плоскорельефную (рисунок выступает над фоном).

Плоскорельефная резьба по дереву характеризуется глубиной от 5 до 20 мм. Разновидности:

— с заоваленным контуром;

— с подушечным фоном;

— с подборным фоном.

Плосковыемчатая резьба по высоте узора незначительно отличается от фона.

Контурная резьба по дереву

Известна как вид народного искусства с XV века. Состоит из линий, прорезанных по контуру рисунка.

Скобчатая (ногтевидная) резьба

Узор состоит из своеобразных скобок, напоминающих след от ногтя.

Скобчатая резьба

Для нанесения рисунка и рельефа используют полукруглую стамеску. На первом этапе инструмент держат под прямым углом, далее — под острым.

Геометрическая резьба

Древнее многих других видов. Выемки в виде треугольников, квадратов, полукругов и окружностей. По технологии не самая сложная. Использовалась для украшения домов, предметов быта (сундуки, лавки, прялки, посуда).

  • Трёхгранновыемчатая резьба  — если смотреть на такую резьбу в профиль, выемки будут треугольной формы.
  • Двухгранновыемочная резьба — две грани выемки сходятся под углом 30-40 градусов.
  • Четырёхгранновыемочная резьба — углубления имеют форму квадратов и прямоугольников. Техника выполнения аналогична трёхгранновыемочной.
  • Чернолаковая резьба  — по внешнему виду близка к гравюре по дереву. Фон покрыт чёрной краской или лаком. Изображение остаётся светлым, естественного цвета дерева, контрастным по отношению к фону. Преобладать может цвет фона или цвет рисунка (аналогично позитиву и негативу в фотографии). Готовое изделие покрывают бесцветным лаком.

Объёмная резьба (скульптурная)

Распространена по всему миру. Создание трёхмерных предметов из дерева уходит корнями в далёкие исторические времена. Деревянные скульптуры были непосредственно связаны с религией: идолы, изображения богов в различных культурах, другие предметы культа. В Северной Америке — тотемные столбы индейцев.

Миниатюра: японские нэцкэ и окимоно. Для изготовления нэцкэ, кроме отполированного дерева, использовались другие материалы: камень, кость.

Богородская резьба по дереву

Название получила от села Богородское под Москвой, в окрестностях города Сергиев Посад.

Родилась и сформировалась как отдельное направление в XVII-XVIII веке.

Известность получили богородские игрушки. Главные герои — в основном животные, птицы, сказочные персонажи. Эти скульптуры выполнены в особой технике, с применением «богородского ножа» — короткого, со скошенным лезвием. Материал — мягкая древесина, обычно липа, реже — ольха, осина. Резьба исторически выполнялась «с маху», то есть без предварительных эскизов, так появился термин «маховая резьба».

Игрушки бывают в виде отдельной скульптуры либо в виде скульптурной многофигурной композиции. Композиции бывают:

а) статичные (пример: «Мыши хоронят кота» из Русского музея)

б) движущиеся.

Символом богородского промысла стала движущаяся игрушка «Кузнецы»: по наковальне по очереди бьют мужик и медведь.

В музеях сохранились богородские игрушки, изготовленные в начале XIX века.

Домовая резьба

Выделяется в отдельное направление, при том, что сочетает в себе все три вышеперечисленных типа.

В России исторически дома строили в основном из дерева. Их украшали резными элементами: ставнями, карнизами, фигурными столбиками на крыльце. С XIX века самой распространённой техникой, в которой выполняли декоративные элементы домов, стала прорезная резьба, сквозная или пропильная.

Элементы домовой резьбы:

подзоры — свисающие с карнизов домов резные доски;

фризы — находятся на фронтонах домов или под карнизами;

причелины — расположены на фронтоне и углах дома;

«полотенца» — небольшие по размеру ажурные доски, которые свисают с коньков крыши.

Резьба бензопилой

Применяется для крупных скульптур и скульптурных композиций. Их высота соизмерима с ростом человека и больше. В этой технологии выполняют садово-парковые скульптуры, архитектурные детали, предметы мебели.

Резьба бензопилой

Используются бензопилы разных размеров и мощностей. Работают с древесиной разной плотности, со многими породами дерева. Основные: лиственница, клён, вяз, дуб.

Чтобы не путать резьбу бензопилой с другими видами создания скульптур, часто применяют термин «карвинг» (англ. «вырезание»).

Направление относительно новое, однако успело зарекомендовать себя как способ создания настоящих произведений искусства.

Классификация по территориальному признаку

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.

Заключение

Резьба по дереву требует внимательности, усидчивости, долгого периода обучения мастерству. Это в равной степени ремесленное занятие и высокое искусство. Но в итоге получаются прекрасные вещи, которые позволяют почувствовать красоту, удивиться ей и добавить в жизнь положительных эмоций.

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

masteridelo.ru

Мастерская Гречихин и Сын: Галерея Работ

  • Иконостас в церкви Благовещения. Вертикальная перспектива. Артемовск 2005 г.

  • Иконостас в церкви Благовещения. Общий вид сбоку и Царские Врата. Артемовск 2005 г.

  • Иконостас в церкви Благовещения. Центральный фрагмент иконостаса. Подсветка колонн. Артемовск 2005 г.

  • Иконостас в церкви Благовещения. Фрагмент иконостаса. Артемовск 2005 г.

  • Иконостас в церкви Благовещения. Диаконские Врата. Артемовск 2005 г.

  • Иконостас в церкви Благовещения. Фрагмент Царских Врат. Артемовск 2005 г.

  • Иконостас в церкви Благовещения. Царские Врата. Артемовск 2005 г.

  • Иконостас в церкви Благовещения. Общий вид. Артемовск 2005 г.

  • Миниатюра Бахус - Коза, Младенцы и Виноград. Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта, орех).

  • Миниатюра Бахус - От Младенчества к Старости. Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта, орех).

  • Пример Миниатюрной Резьбы в Бутылке 1875 г

  • Миниатюра "Мария с Младенцем". Миниатюрная резьба по дереву. (самшит, орех).

  • Миниатюра "Меркурий". Мифология. Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта), корпус (анатолийский орех). Инкрустация.

  • Миниатюра "Охота на медведя". Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта).

  • Миниатюра «Рождество». Миниатюрная резьба по дереву. (самшит, красное дерево).

  • Переносной Иконостас (Складень). Благовещение.

  • Миниатюра "Страдания Иисуса". Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта). Инкрустация. Позолота.

  • Миниатюра "Венера и Вулкан". Мифология. Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта).

  • Миниатюра Воскресение

  • Миниатюра «Воскресение». Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта, красное дерево).

  • Пример старинной миниатюрной резьбы. Иконы "Божья Матерь Троеручица" и "Успение Пресвятой Богородицы"

  • Резной крест с 15 миниатюрами на Евангельские сюжеты. Миниатюрная резьба по кости (бивень мамонта). Резьба по дереву (анатолийский орех).

  • Резной крест с 21-й миниатюрой на Евангельские темы. Миниатюрная резьба по дереву (самшит, анатолийский орех).

  • www.carving-master.com

    Резьба по дереву. Основные виды.

    Плосковыемчатая резьба

    Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.

    В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:

    Геометрической или контурной.

    • Геометрическая резьба.

    Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.

    • Контурная резьба.

    Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.

    Плоскорельефная резьба

    Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.

    • Заоваленная резьба

    Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.

    • Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)

    Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.

    Рельефная резьба

    Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.

    • Барельефная резьба

    Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.

    • Горельефная резьба

    Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.

    • Резьба "татьянка"

    Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.

    Прорезная резьба

    Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

    Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона...Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".

    • Ажурная резьба

    Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.

    • Накладная, или наклейная резьба

    Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.

    Скульптурная резьба

    Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.

    Домовая резьба

    Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.

    Больше спасибо за внимание!

    Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"

    Фотографии с примерами работ заимствованы из сети. Всех благ!

    www.livemaster.ru


    Смотрите также