все о орехах

Рассказ про орех 3 класс


Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Подробное изложение 3 класс УМК "Школа России" по Е.Чарушину "Кедр"

Слайд 1

Подробное изложение «Кедр» по Евгению Чарушину 3 класс Подготовила Атапина Е.В. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 291

Слайд 2

Кедр Кедр – настоящая кладовая для лесных жителей. Много вокруг зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки. Утащит орешек в норку мышка. Синицы весь день прыгают на кедре. Осенью на нём живут кедровки и бурундуки. Зимой голодно. Вот они прячут орешки про запас. А кедру не жалко. (По Е.Чарушину )

Слайд 3

Кедр – настоящая кладовая для лесных жителей. Много вокруг зверьков и птиц живёт. Кедр всех кормит.

Слайд 4

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки.

Слайд 5

Утащит орешек в норку мышка.

Слайд 6

Синицы весь день прыгают на кедре.

Слайд 7

Осенью на нём живут кедровки, бурундуки.

Слайд 8

Зимой голодно. Вот они и прячут орешки про запас. А кедру не жалко.

Слайд 9

Словарная работа 1. Как вы понимаете первое предложение? 2. Объясните переносное значение выражения «кедр кормит» . 3. Объясните значение устойчивого словосочетания про запас.

Слайд 10

Вопросы и задания к тексту 1.Почему кедр называют кладовой для лесных жителей? 2.Почему у кедра живёт много зверей? 3.Кого кормит кедр? 4.Кто такие кедровки? 5.Какова тема текста? 6.Определите его главную мысль. 7.Придумайте такое заглавие для текста, чтобы оно отражало главную мысль .

Слайд 11

Орфографическая подготовка 1.Объясните написание пропущенных букв: Настоящ …я, л… сных , ж… телей , зв … рьков , ш… шку , ос… нью , ж… вут , к… дровки , з…мой, гол…дно, пряч …т, з…пас . 2.Назовите непроверяемые безударные гласные в словарных словах: орешек, синицы. Запомните их правописание или проверьте себя по словарю. 3.Найдите слова с мягким знаком. Объясните их правописание. (Весь, день, осенью). 4.Запомните правописание слов: много, голодно, вынет. 5.Запомните раздельное написание : не жалко, н а нём.

Слайд 12

Самостоятельная работа 1.Сколько частей в тексте? (3 части) 2.О чём идёт речь в каждой из них? 3.Прочитайте вводную часть. О чём говорится? Как её можно озаглавить? 4.О чём говорится в основной части? Как её можно озаглавить? 5.Сколько предложений в заключительной части? 6.Запишите текст, каждую часть пишите с красной строки. 7.Не забудьте проверить получившийся текст.

Слайд 13

Вопросный план Почему кедр - кладовая для лесных жителей?( много, птиц, зверей,кормит ) 2. Кто кормится на кедре? ( белка, свалит, вынет, утащит, весь день, осенью,кедровки , бурундуки) 3. Как выручает кедр зимой? ( голодно,прячут , про запас, не жалко)

Слайд 14

http://www.photokonkursy.ru/upload/iblock/e0b/klubfoto_040_preview.jpg http://101dizain.ru/wp-content/uploads/2016/12/1_2-600x438.jpg https://ru-static.z-dn.net/files/d61/b8d680a04aff114007690c1957594f2e.jpg https://cs9.pikabu.ru/post_img/2017/07/21/5/1500620330182770510.jpg http://www.bialtur.ru/pics/article70.JPG http://rose-club.ru/foto16.png?i=12581&k=kak-viglyadit-polevaya-mish-foto https://www.motto.net.ua/pic/201209/640x960/motto.net.ua-30298.jpg http://rasayanavl.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/-кедровой-сосны.jpg http://ekstrasensi.net/wp-content/uploads/2016/01/4-3.jpg http://smeshnye.pro/uploads/posts/2014-02/1392098787_fotografii-zhivotnyh-zimoj-16.jpg

nsportal.ru

Презентация по окружающему миру "Грецкий орех" 1класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Грецкий орех

2 слайд Описание слайда:

Откуда в Крыму грецкий орех? Давным – давно, когда греки решили поселиться на нашем полуострове, они начали строить дома, окружать их стенами и сажать в Крыму растения, которые привезли из Греции. Среди них был – грецкий орех. Постепенно грецкий орех расселился по всему Крыму.

3 слайд Описание слайда:

Немного о дереве Грецкий орех – крупное дерево, которое ничего не боится – ни ветра, ни грома, ни дождя, ни зноя. Листья и ветви длинные. Живет дерево долго – 400-500 лет. Его плоды – орехи. Они очень полезны и вкусны. Их нужно есть всем.

4 слайд Описание слайда:

Применение в медицине Грецкий орех с древних времен применяют в медицине. Лекарство делают из орехов и зеленой кожуры, листьев, веток, корней. Из грецкого ореха делают растительное масло. Оно очень полезно. В орешнике содержится много йода. Если зеленую кожуру потереть в руках, то руки окрасятся в коричневый цвет.

5 слайд Описание слайда:

Интересное о грецком орехе Запах листьев грецкого ореха не переносят комары, мухи. Даже человеку нельзя долго находится под ореховым деревом. Может от запаха болеть голова. Очищенное от скорлупы ядро грецкого ореха похоже на человеческий мозг.

6 слайд Описание слайда:

Запасы животных и людей Кабаны, белки, барсуки любят полакомиться орешками. А некоторые животные делают запасы на зиму. Люди собирают орехи осенью. Хранят в сухом прохладном месте. Орехи можно хранить всю зиму.

7 слайд Описание слайда:

Польза грецкого ореха Много пользы приносит человеку грецкий орех. Содержится большое количество витамина Е Масло ореха – при лечении ожогов Помогает работе сердца, мозга, обеспечивает энергией. Из перегородок делают полезные настойки

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Сладости с орехом

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-459518

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

infourok.ru

Ответы. Учебник. Часть 2 (с. 58)

Числа от 1 до 100
Умножение и деление
Деление

1. Сделай к задаче рисунок и реши её.
Детям раздали 12 орехов, по 3 ореха каждому. Сколько детей получили орехи?

Ο Ο Ο| Ο Ο Ο| Ο Ο Ο| Ο Ο Ο|

12 : 3 = 4 (д.)
О т в е т: 4 детей получили орехи.

2. Прочитай выражения: 5 • 2, 4 • 3, 2 • 5, 3 • 4. Составь из них верные равенства и неравенства.

5 • 2 − произведение чисел 5 и 2,
4 • 3 − произведение чисел 4 и 3,
2 • 5 − произведение чисел 2 и 5,
3 • 4 − произведение чисел 3 и 4.

5 • 2 = 2 • 5     5 • 2 < 4 • 3     3 • 4 > 5 • 2
4 • 3 = 3 • 4     2 • 5 < 4 • 3     3 • 4 > 2 • 5  

3. В автобусе едут 72 пассажира. Из них 50 пассажиров сидят, а остальные стоят. Сколько пассажиров стоят? Составь и реши задачу, обратную данной.

72 − 50 = 22 (п.)
О т в е т: в автобусе стоят 22 пассажира.

Обратная задача 1.
В автобусе едут 72 пассажира. Из них 22 пассажира стоят, а остальные сидят. Сколько пассажиров сидят?
72 − 22 = 50 (п.)
О т в е т: сидят 50 пассажиров.

Обратная задача 2.
В автобусе 50 пассажиров сидят, а 22 пассажира стоят. Сколько всего пассажиров едет в автобусе?
50 + 22 = 72 (п.)
О т в е т: 72 пассажира всего едет в автобусе.

4. На теплоходе было 75 пассажиров. На пристани 25 пассажиров вышли, а 20 сели на теплоход. Сколько пассажиров стало на теплоходе?

75 − 25 + 20 = 70 (п.)
О т в е т: 70 пассажиров стало на теплоходе.

5. Вычисли и проверь решение.

76 + 18 = 94      76 − 18 = 58
94 − 18 = 76      58 + 18 = 76

63 − 37 = 26     51 + 45 = 96
26 + 37 = 63     96 − 45 = 51

6. 

9 • 2 − 11 = 7       27 + 8 = 35      37 + (16 − 9) = 44


8 • 3 + 16 = 40     53 − 6 = 47      35 + (11 − 6) = 40

ЗАДАНИЕ НА ПОЛЯХ:
Вычисли. Найди лишнее выражение.

2 + 2 + 2 + 2 = 8     3 + 3 + 3 + 3 = 12
3 + 3 + 2 + 4 = 12    4 + 4 + 4 = 12

1. Лишнее выражение: 2 + 2 + 2 + 2 = 8 (сумма равна 8, в остальных выражениях сумма равна 12.
2. Лишнее выражение: 3 + 3 + 2 + 4 = 12 (выражение состоит из неодинаковых слагаемых).

Ответы по математике. 2 класс. Учебник.

Ответы. Учебник. Часть 2 (с. 58)

4.1 (82.11%) от 38 голосующих

razviwaika.ru

Рассказ "Орехи на щите" | Социальная сеть работников образования

МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И, Светличной»

Рассказ «Орехи на щите»

Выполнил ученик 9 «а» класса

Чехонадских Дмитрий

Учитель Малахова Ирина Анатольевна

Красное 2011


Мы сидели с Серёжкой на уроке истории. Я слушал не дыша: очень уж мне нравятся эти уроки. Всё время на них путешествуешь. То в древний мир к мамонтам попадёшь, то на корабль к Петру I. Всё на этих уроках интересно. Сижу я, значит, слушаю учителя, а Серёжка меня в бок толкает. Улучил я секундочку, брови насупил, повернулся к нему :

- Чего тебе? - спрашиваю.

А он мне картинку какую-то показывает. Махнул я рукой и стал дальше учителя слушать, а Серёжка всё не унимается, снова картинку мне эту сует.

- Подожди до перемены, - рассердился я.

 - Да ты только посмотри, - восхищенно  произнёс он и положил на парту лист с рисунком.

Тут прозвенел звонок.

 - Ну, давай, показывай, что ты там нашёл. Опять чепуха какая-нибудь.

 -  И вовсе не чепуха, - обиженно произнес Серёжка. – Вот смотри, - и поправил лист на парте.

Передо мной на листе белой бумаги красовался красный щит, а на нём золотые орехи, в верхнем левом  углу щита лежал лев, а над ним орел крылья расправил.

 - Ух, ты, - только и смог произнести я. - А где ты взял? И что это за герб?

  Усмехнулся Серёжка и говорит:

- Что ж ты историю любишь, а о том, что это герб родного района и не знаешь? А его сегодня сам нарисовал. Вот смотри точно как в книжке.

Он открыл большую толстую книгу в зеленой обложке, на которой крупными золотыми буквами написано было: «Белгородская энциклопедия», и показал мне этот рисунок. Правда, он там был совсем не большим, но всё остальное был точно срисовано.

 - Да… Ты просто художник. Слушай, а почему там именно орехи нарисованы, а не леса или звери какие.

 - Не знаю, - сказал он и хитро улыбнулся.  – Вот ты возьми и узнай почему. Вот задача так задача. Но я решил всё-таки разузнать: почему на гербе моего района изображены именно орехи. И тогда прямиком направился в библиотеку.

Библиотека… Как много здесь книг. Много справочной литературы. Долго я искал в книгах материал о гербе моего Красненского района и все-таки нашел, правда, не очень много, но, однако, узнал его историю. Сначала в той же книжке, что мне Серёжка показывал, «Белгородская энциклопедия», а потом и в других книжках.

Не случайно, не просто так нарисовали на гербе нашем, оказывается, орехи. Дело то все было в том, что наши далекие предки, занимались земледелием и собирательством. Ведь в те времена было что собирать. Леса стояли густые, да высокие вокруг села нашего. Много зверей в них водилось. Но не их промышляли тогда, а занимались сбором орехов. Представляете, сколько тогда орешника этого в лесу было. Потому как не просто собирали орехи, не для собственных нужд, а в казну государеву налоги ими платили, да и так продавали, деньги для нужд своих собственных зарабатывая. Так вот почему именно орехи нарисованы на гербе.

Побежал я из библиотеки к Сережке и все что узнал прямо с порога ему и выложил

- Молодец, -  улыбнулся он. – Я так и знал, что ты всё разыщешь. А вот почему именно на красном щите они , орехи эти, нарисованы.

 Тут я сделал умный вид и , подражая учителю истории, начал говорить, так же важно, со знанием дела.

- Да что ж тут не понятного. Село наше как называется? Красное. А что это значило в древне – русском языке? Это обозначало и цвет червленых щитов русских дружин, и красоту души и земли русской. А еще , знаешь, я думаю, потому, что  на нашей земле много крови предков пролито. Ведь, кроме того, что они землю пахали и рожь сеяли, они ещё и воинами – защитниками были. Сколько их не вернулось с фронтов Великой Отечественной, а здесь. во время оккупации, сколько было немцами замучено и убито.   Вот поэтому, мне кажется,  и избрали щит красного цвета для герба.

Слушал меня Серёжка внимательно, а потом и говорит:

 - А знаешь, давай мы с тобой флаг нашего района сделаем! И повесим на школе.

- Ты что?! Это же тебе не какой-то рисунок нарисовать, это очень ответственно. Да и не просто, над этим надо подумать. Ладно, поздно уже пойду я.

Вышел я от Сережки. На улице было тепло, дул лёгкий ветерок, и на душе у меня было также светло и радостно. И так почему-то хотелось рассказать всем, кто попадался мне навстречу, о том, что я знаю о гербе нашего района. А ещё мне хотелось нести в руках, пусть маленький, флажок, где на красном фоне нарисованы три строенных золотых орешка. Пусть все видят, какой флаг мы с Сережкой придумали, и знают, в каком районе мы живем. Крепком, как орех.

nsportal.ru

Цепи питания — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Животные могут питаться растениями или другими животными. Все они между собой связаны в цепи питания.

 

Только растения способны с помощью энергии Солнца получать питательные вещества из воды и углекислого газа. Они служат пищей для растительноядных животных, а те — для насекомоядных и хищных. Животным без растений  не прожить.

 

Цепи питания всегда начинаются с растений. Это — первое звено. Второе звено цепи — растительно­ядные животные. Третье звено — насекомоядные или хищные животные.

Пример:

в лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк.               

Цепь питания: осиназаяцволк.

Пример:

в лесу растёт сосна. Под корой сосны живёт жук-короед и ею питается. Жук-короед является пищей для дятлов.

Цепь питания такая: сосна — жук-короед — дятел.

Пример:

лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов.

Цепь пита­ния: дуб — лесная мышь — сова.

  

Существуют и более длинные цепи питания.

Пример:

кузнечики питаются травой. Их поедают лягушки. Лягушка — добыча аистов.

Цепь питания: травакузнечик — лягушкааист.

 

 

Может показаться, что было бы намного приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек, хищников. Но все они являются важными звеньями в цепях питания. Без них нарушилось бы экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и не было бы урожая. Все живые организмы на Земле одинаково важны и нужны.

www.yaklass.ru

Деревья, кустарники, травы. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс

Урок: Деревья, кустарники и травы

Деревья – это многолетние растения. «Многолетние» значит, что они живут много лет. А сколько же живут деревья? Одни живут десятки, а другие – сотни лет. Есть на нашей планете деревья-долгожители, они живут более тысячи лет. Рассмотрим таблицу продолжительности жизни некоторых деревьев.

  

Рис. 1 (Источник)

Долгожителем является Секвойя, ее продолжительность жизни составляет более тысячи лет.

Много лет нужно дереву, чтобы стать большим и могучим. Сколько лет дереву, можно узнать по годовым кольцам на спиле. Каждый год дерево растет, образуя новое годовое кольцо. Внимательно рассмотрите годовые кольца, в них зашифрована история всей жизни дерева.

  

Рис. 2 (Источник)

Все деревья имеют общее строение. У них есть корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви образуют крону дерева. Отличаются деревья толщиной ствола, формой кроны и цветом, узором коры. Рассмотрим рисунки и определим деревья по коре.

Рис. 3. Это кора березы (Источник)

Рис. 4. Это кора сосны (Источник)

        

Рис. 5. Это кора дуба (Источник)

А еще деревья отличаются друг от друга листьями, цветами, плодами, семенами. Они разной величины, формы и окраски. Рассмотрим строения листьев.

  

Рис. 8. Осина (Источник)

Лист состоит из листовой пластины и черешка. Простые листья имеют одну листовую пластину. Такие листья есть у липы, дуба, осины.


Рис. 11. Ясень (Источник)

 

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластин, каждая из которых имеет собственный черешок. Такие листья есть у каштана, рябины, ясеня.

Иногда на одном месте растут деревья одного вида. Например, только березы, дубы, ели или осины; такие места имеют свои названия.

    

Рис. 12. Березовая роща (Источник)

  

Рис. 13. Дубовая роща или дубрава (Источник)

      

Рис. 14. Осинник (Источник)

Рис. 15. Ельник (Источник)

Рис. 16. Сосновый бор (Источник)

Как и все растения, деревья начинают цвести весной. Первыми зацветают верба и ольха, а за ними – береза, рябина, клен. Последним зацветает дуб. На месте цветов образуются плоды. Рассмотрим рисунки и определим деревья по их цветам.

Определите деревья по их плодам.

Как человек использует древесину? Древесина – это внутренняя часть дерева без коры. Из древесины люди строят дома, делают мебель, бумагу, используют как топливо и изготавливают разные вещи.

Кустарники – это многолетние растения. Они живут 10-20 лет. У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Давайте познакомимся с некоторыми представителями этой группы.

       

Рис. 25. Лещина (Источник)

Название произошло от слова «лещ». Круглые листья этого кустарника по форме напоминают рыбу. Плоды лещины – орехи, он съедобны. Второе название кустарника – орешник.

       

Рис. 26. Черноплодная рябина (Источник)

Кустарник с черными плодами. Плоды съедобны, обладают лечебными свойствами. Второе название этого кустарника – Арония.

         

Рис. 27. Снежноягодник (Источник)

Этот кустарник получил свое название от цвета плодов. Плоды – не съедобны.

Травянистые растения не имеют твердого ствола, Стебель у них мягкий, сочный и зеленый. Среди травянистых растений тоже есть многолетние растения.

К ним относится Пижма. Это растение легко узнать по желтым цветам и листьям, похожим на листья рябины.

         

Рис. 28 (Источник)

Лопух или репейник. Плоды этого растения имеют крючки, стоит хоть одному крючку зацепиться за шерсть животного или одежду человека, и оторвать их почти невозможно. Не зря существует выражение: «Пристал, как репей». А еще благодаря лопуху было сделано открытие – застежка-липучка. Она была изобретена в 1948 году швейцарским инженером Жоржем де Местралем, который разглядел семена лопуха, прицепившиеся к шерсти его собаки.

      

Рис. 29 (Источник)

Среди травянистых растений есть и однолетние растения, которые живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян, летом – цветут, осенью – дают плоды с семенами и отмирают.

К однолетним травянистым растениям относится пастушья сумка. Плоды этого растения по форме напоминают сумку пастуха.

         

Рис. 30 (Источник)

Лебеда. Листья этого растения покрыты серебристыми волосками, поэтому кажется, что они посыпаны мукой.

     

Рис. 31 (Источник)

Мокрица. Название растение получило потому, что оно всегда мокрое даже в сухую погоду. Из-за цветков напоминающих звездочки, растение получило второе название – Звездчатка.

          

Рис. 32 (Источник)

Мокрица, лебеда и пастушья сумка – это дикорастущие растения, которые получили еще одно название – сорные растения или сорняки. Они растут на полях и огородах вместе с культурными растениями. Сорняки поглощают большое количество воды и питательных веществ, тем самым они заглушают культурные растения и снижают урожай.

Прополка – один из способов борьбы с сорняками.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Лиственные и хвойные деревья». В ходе урока мы разделим деревья на две группы и выясним их отличительные признаки.

 

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).

2. Xvatit.com (Источник).

3. Testsoch.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. В чем различие между деревьями, кустарниками и травами?

2. Какие деревья и кустарники растут на вашем школьном участке?

3. Какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними?

4. *Расскажите, как происходит рост и развитие растения. Пронумеруйте рисунки.

interneturok.ru

Реки и озера. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс

На этом уроке вы узнаете о миллионах рек и озер России, которые несут свои воды по огромной территории нашей страны.

В России более миллиона озер, но ни одно не может сравниться с Байкалом (рис. 1). 

Рис. 1. Байкал (Источник)

Байкал – самое древнее, самое чистое и самое глубокое озеро на планете, в нем содержится значительная часть мировых запасов пресной воды. Озеро со всех сторон окружено горами, в него впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара. В его водах обитает более 2000 видов животных и растений, большинство из которых уникальны. На большой глубине произрастают пресноводные губки. У Байкала есть свои «санитары» – рачки эпишуры, которые фильтруют воду, питаясь микроорганизмами, вызывающими цветение воды. В озере водится промысловая рыба: омуль, осетр, сиг, хариус (рис. 2–4). 

Рис. 2. Байкальский осетр (Источник) 

Рис. 3. Сиг (Источник)

Рис. 4. Омуль (Источник)

 

«Нет Байкала без омуля, а омуля без Байкала», так гласит народная поговорка – эта рыба нигде более не водится. Немало в Байкале разных диковинок, например рыба голомянка, у которой нет чешуи и она такая прозрачная, что сквозь тонкую кожу можно разглядеть скелет (рис. 5). 

Рис. 5. Голомянка (Источник)

Живет в Байкале нерпа – сибирский тюлень (рис. 6).

Интересно, что у Байкала в Африке есть озеро-двойник, оно называется Танганьика – такое же древнее, имеет похожую форму, по глубине занимает второе место (рис. 7). 

Рис. 6. Нерпа (Источник)

Рис. 7. Танганьика (Источник)

Самое большое озеро на земле – Каспийское море (рис. 8). Это соленое озеро за его размеры даже назвали морем, но все-таки это озеро, так как оно не соединено с океаном. В Каспийское море впадают реки: Волга, Терек, Урал, Кура и многие другие. На дне озера есть месторождения нефти и газа. Развито рыболовство. В его водах обитают осетр, лещ, сазан, судак, килька.

 

 

Рис. 8. Каспийское море (Источник)

Ладожское озеро – это величественная природа его берегов, бескрайние водные просторы, отвесные скалы (рис. 9). Оно является самым большим озером Европы. В него впадают несколько десятков рек, такие как Волхов, Свирь, а вытекает только одна – Нева. Еще император Петр I приказал изучать Ладожское озеро, чтобы водить по нему суда. Ладога отличается бурным нравом, волны иногда поднимаются до 3,5 метров, поэтому для безопасного судоходства соорудили каналы вдоль южного берега в обход озера. В тихую погоду (в июле, августе) на озере бывают миражи, тогда можно видеть вдали острова там, где их никогда не было, силуэты кораблей вместо острова. В озере водится около 60 видов рыб, половина из которых промысловая. На Ладоге расположены более 600 островов, наиболее известные – Валаам и Коневец, на них построены монастыри.

Рис. 9. Ладожское озеро (Источник)

Рассказывая о Ладожском озере, нельзя не сказать о Дороге жизни. Так назвали единственную дорогу, проложенную по льду озера во время Великой Отечественной войны, которая связывала блокадный Ленинград со страной и спасла немало человеческих жизней.

Среди лесов, скал и болот Карелии находится озеро необычной формы – это Онежское озеро, второе по величине озеро после Ладожского. В него впадает около 50 рек, а вытекает одна река Свирь.

Рис. 10. Петроглифы на скалах Онежского озера (Источник)

На озере более 1500 островов, есть острова дикие, необжитые, а есть такие, которые известны всему миру, например о. Кижи – музей-заповедник под открытым небом, прославившийся деревянными памятниками народного зодчества. Еще один памятник древности – Южный олений остров (остров мертвых). На нем находится могильник – усыпальница древних жителей этой местности. На прибрежных гранитных скалах озера, возле самой воды, видны какие-то изображения, выбитые на поверхности гранита. Здесь много изображений человечков, оленей, рыб, птиц, лодок, орудий труда, сцены охоты – это петроглифы – древние наскальные изображения. Им не менее 5–6 тыс. лет (рис. 10).

В древних сказаниях и былинах упоминается Ильмень-озеро (рис. 11), но чаще оно предстает как владения морского царя в былинах о Садко. Ильмень-озеро находится в Новгородской области, в него впадают около 50 рек, вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро. В древности Волхов был частью озерно-речного пути «из варяг в греки». Этот торговый путь пролегал из северной Европы в страны востока.

Рис. 11. Ильмень (Источник)

Селигер – самое красивое озеро центра России, привлекающее туристов, рыболовов, охотников. Оно имеет 160 островов, от самых крошечных до таких, как о. Хачин, с 5 селениями и 13 внутренними озерами (рис. 12).

Рис. 12. Селигер (Источник)

Таймыр – самое промерзшее озеро страны, оно находится на севере России, на п-ове Таймыр. Даже в самые теплые дни температура воды не более +5 ºС.

Озеро Фумарольное. Оно находится на Камчатке. Температура воды в озере больше +50 ºС, поэтому ни рыбы, ни других обитателей в озере нет, зато теплая вода привлекает сюда множество птиц. Своей температурой озеро обязано горячим подземным источникам.

Бывают исчезающие озера. Они встречаются там, где в почве много известняка и гипса – легкорастворимых пород. Вода растворяет их, и на дне озера образуются отверстия, в которые уходит вода. После таяния снегов и сильных дождей уровень подземных вод поднимается, и озеро появляется снова.

Знаете ли вы, что озера не всегда заполнены водой? Что бывают не только голубые, но и черные, красные, желтые озера и на их берегу невозможно посидеть с удочкой, потому что они мертвы. Например, соленые озера. Самое большое из них – Мертвое море – озеро на Аравийском п-ове (рис. 13).

Рис. 13. Мертвое море (Источник)

В России есть похожее озеро Развал. Концентрация солей в его воде такая, что в озере нет живых организмов и растительности, и даже в самые сильные морозы оно не замерзает. В озере невозможно утонуть, зато можно лежать на поверхности и читать книгу. Вода в таких озерах целебная. Также из них добывают соль.

Есть содовые озера. Местные жители до сих пор приезжают на такие озера для стирки белья без мыла. Особо знамениты Михайловско-Петуховские содовые озера в Кулундинской степи, они являются основными поставщиками природной соды. А самое сладкое озеро находится на Урале в Челябинской области, оно так и называется – Сладкое. Вода в нем сладковата на вкус, т. к. содержит соду и хлористый кальций.

Малиновое – озеро на Алтае, оно уникально цветом воды малинового оттенка. Этот оттенок придает воде особый вид планктонных рачков (рис. 14).

Рис. 14. Малиновое озеро на Алтае (Источник)

Дно малинового озера покрыто солевой коркой, но и соли, и грязи озера чрезвычайно полезны. Вблизи Астрахани также есть малиновые озера. Они отличаются не только цветом, но и малиновым ароматом. Поэтому соль, которая добывалась из этих озер, считалась самой лучшей и поставлялась к столу императрицы Екатерины II.

Самое большое минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире – Эльтон в Волгоградской области (рис. 15). В воде живут водоросли, которые придают озеру желтоватый оттенок. На дне находятся залежи солей, под ними – залежи минеральной грязи, обладающей целебными свойствами. 

Рис. 15. Эльтон (Источник)

Озеро Малый Семячик (рис. 15) находится в кратере одноименного вулкана на Камчатке. Оно светло-зеленого цвета. Эта окраска вызвана частицами серы. На вкус вода кислая. 

Рис. 15. Малый Семячик (Источник)

В России более миллиона рек. Есть реки названные именами животных: Осетр ( Московская обл.), Лебедь (Алтай), Ворона ( Воронежская обл.), Медведица ( Тверская обл.), Кобра (Кировская обл.). Самые крупные реки в России – Волга, Обь, Енисей, Иртыш, Лена, Амур (рис. 17–19). Самая длинная река страны – Обь. Самая многоводная река – Енисей – богатырь-река. Самые мощные электростанции построены на Енисее. Волгу народ зовет «матушка», т. к. на ее берегах поднялись десятки славных русских городов: Астрахань, Волгоград, Саратов, Самара, Ярославль, Нижний Новгород (рис. 16). 

Рис. 16. Волга (Источник)

Рис. 17. ГЭС на реке Енисей (Источник)

Рис. 18. Обь (Источник)

Рис. 19. Амур (Источник)

К сожалению, реки и озера

interneturok.ru


Смотрите также