все о орехах

Орехи красный чикой


Налог на орех: «шелуха» или реальность

  25.01.2017        2038


 

Статья в газете «Земля» выпуск № 3 от 24.01.2017 г.

8 декабря 2016 года в селе Красный Чикой прошёл гражданский форум. На экологической площадке почему-то обсуждали не лесные пожары, отсутствие оборудованных скотомогильников, свалок (острейшие проблемы!), а устроили «мозговой штурм» о введении лесных податей на заготовку кедрового ореха. К сожалению, я в этот момент находился в командировке, участвовать в обсуждении не мог. И не только я! Жизненно важный для целого района вопрос обсуждали всего 18 человек. А теперь идея как сбывшийся факт продвигается в массы.

Сам депутат, я крайне возмущён решением депутатов С. В. Стрекаловской и Г.А. Негодяева включить в повестку экологической площадки столь серьёзный вопрос. Ведь что такое форум? Это место массового общения, где каждый волен высказывать свои мысли, пожелания либо несогласие с оппонентами. Надо ли объяснять, что обсуждение таких наиважнейших вопросов, как налогообложение добытчиков кедрового ореха, введение патентной системы или лесобилетов должно было состояться с привлечением всех жителей района? Я уже не говорю о районных депутатах и депутатах сельских поселений. Кому как не им знать нужды и чаяния земляков? 

Форуму должно было предшествовать заблаговременное широкое обсуждение, тщательная проработка, экономический и социальный анализ, прогноз и т.п. В законе РФ «О местном самоуправлении» есть порядок изучения общественного мнения, законотворческих инициатив, сходов граждан и т. д, вплоть до референдума. Принятие решений прописано очень чётко. То есть, если и возникла такая идея (хотелось бы знать, у кого именно), впору проводить именно референдум.

А что в итоге? Небольшое объявление в местной газете, никаких материалов по готовящимся к обсуждению вопросам и 18 участников, никто из которых не зарабатывал на хлеб, не одевал детей в школу добычей ореха и не жил в ожидании «от кедровника до кедровника». Какое моральное и юридическое право имеют они обсуждать подобные вопросы без участия работяг, которые надрываются в тайге? Такой подход к делу наводит на мысль о том, что всё это было на руку заинтересованным лицам. Чтобы как-нибудь «пропихнуть» идею пополнения бюджетов.

Чтобы не прослыть голословным, приведу наводящие на размышление факты. Вначале очень поспешно 8 декабря был проведён форум. Затем, уже 13 декабря, в местной газете «Знамя Труда» вышла статья «Про орехи и налоги», поставив всех перед фактом: «Абсолютно все согласны с тем, что в достаточно скором времени нас ждёт существенная корректировка положений действующего лесного и смежного законодательства в части изменения порядка использования лесов в целях заготовки недревесных  и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений».

Хотелось бы уточнить: кто эти все, которые «согласны»? Только восемнадцать человек, участвовавших в опросе? Отчего такой переполох, что пришлось перешагнуть через Лесной Кодекс РФ, ст. 11, где чётко сказано: «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов». Либо зря запугали самих себя, либо это целенаправленный поиск денежных вливаний за счёт чужих натруженных спин.

А дальше совсем несуразица: «Предлагаем вернуться к системе лесных билетов… Гражданин (без оформления ИП) приходит в лесничество и выписывает лесной билет, в котором указан квартал, выдел, урочище, где он будет заготавливать орехи. Таким образом, у всех появляется возможность на законных основаниях находиться в определённом месте с возможностью проживания во временных постройках». Что опять же противоречит действующему лесному законодательству. Создаётся впечатление, что пугающие изменения давно произошли, а добродетели, внедряющие идею в сознание масс, бросают этим массам «спасательный круг».

При этом не учитывая несколько важных моментов. Известно, что для оформления лесобилета людям придётся ехать в Красный Чикой. Но из той же Мензы, например, до Чикоя 200 км по бездорожью, транспортные расходы, плюс на питание, ночлег... Не говоря уже о стоимости лесобилета. О людях подумали?! О людях, которые на добычу ореха заезжают в тайгу семьями, на лошадях, под угрозой укуса клещей, нападения дикого зверя. В таких экстремальных условиях надеяться можно только на себя. Притом работа эта очень тяжёлая, здоровья ну никак не прибавляет. Посмотришь на наших мужиков-добытчиков: у кого спина больная, у кого – суставы, грыжи, варикоз...

И далее: «Систему оплаты стоимости килограмма орехов предлагаем оставить старую. То, что для собственных нужд (в пределах 100-200 кг) – бесплатно, а то, что свыше – по минимальным ставкам лесной подати, установленным правительством РФ. При введении в действие этой системы предполагаем результат – пополнение бюджетов разных уровней». Кто и когда подсчитал, что именно 200 кг хватит на собственные нужды? У нас материальное положение в семьях такое, что все вырученные деньги идут как раз на собственные нужды. Ни яхты, ни джипы не покупают. Одеть, накормить и выучить детей, вот куда идут эти нелёгкие деньги.

И, наконец, высказывание некой Веры Петровны: «Половина чикоян зарабатывает на кедровнике немалые средства, а местный бюджет не получает с этих доходов ни копейки. Считаю, что это не правильно… Трудящиеся 13 % отчисляют от своих доходов, почему добытчики орехов этого не делают?». Почему-то уважаемую Веру Петровну не волнует рост безработицы, задержки соцвыплат, рост цен, «серые зарплаты», из-за которых люди остаются без достойной пенсии, а бюджеты – без отчислений. Вот какую проблему надо решать, а не «обдирать» семьи, итак обездоленные.

Почему организаторы форума, называя себя «модераторами» и прикрываясь громким словом «мозговой штурм», не отштурмовали – не подумали, что добытчики не только живут и работают в труднейших условиях, они же приносят немалый доход в экономику нашего района – тем же предпринимателям, закупаясь перед заездом в лес и после – выручив за добытое. Благодаря им в том числе, существуют (и дают шанс на трудоустройство!) торговые точки, автозаправки, СТО, строительные организации. Эти же люди помогают родительскими взносами школам, детским садам, получают платные медицинские услуги. Уверен, что именно эти средства, заработанные на добыче ореха, пошли как пожертвования на строительство мемориала в с. Красный Чикой.

Теперь мне как депутату районного Совета поступает множество звонков, обращений граждан с просьбой разъяснить ситуацию. Люди боятся, что то же самое коснётся других лесных пищевых ресурсов. Если следовать логике, не за горами налогообложение грибников и ягодников. 

На основании всего вышесказанного считаю необходимым признать решение экологической площадки не легитимным и противоречащим действующему законодательству; на районном Совете депутатов этот вопрос не рассматривать потому, как задеты интересы не только Красночикойского района, но даже страны; провести сходы, опросы граждан, конференции, публичные слушания – вплоть до референдума. Чтобы в нём приняло участие как можно большее количество людей.

Андрей Егоров, депутат районного Совета с. Красный Чикой

Источник: газета «Земля» 

  

Перейти к списку новостей

 


Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

krasnyj-chikoj.ru

Кедровая продукция от староверов!

Друзья! Теперь в нашем магазине вы можете купить кедровую продукцию очень высокого качества от производителя — старообрядческой общины поселения Красный Чикой в Забайкальском крае России.

Это община староверов издавна занимается производством кедрового масла по старинным русским рецептам путем холодного отжима на деревянном прессе! 

Их продукция включает в себя: кедровое масло, кедровую мучку (жмых), кедровые орешки и кедровую молотую скорлупу.

Расскажу немного о каждом из продуктов.

Кедровое масло

В силу своей высокой питательной ценности кедровое масло может заменить любое другое масло, а вот его заменить никакое масло не сможет.

В кедровом масле очень большое содержание незаменимых полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 и Омега-6, которые способствуют снижению холестерина в крови. Масло настолько богато витаминами А, Д, Е, В1, В2, В3, Р и макро/микроэлементами: кальций, магний, калий, железо, йод, фосфор, медь, цинк, что достаточно съедать всего по 1 чайной ложке масла каждый день, чтобы восполнить дефицит этих веществ в организме.

Кедровая мучка или жимка

Это мука, полученная путем перемалывания жмыха, который остается после прессования ядер кедровых орешков в процессе производства кедрового масла. Кедровый жмых сохраняет в себе до 30% масел и все полезные и питательные свойства орешков.

Она содержит полноценный растительный белок, включающий практически все незаменимые аминокислоты, и этот белок усваивается организмом полностью. Поэтому кедровая мучка незаменима в питании спортсменов, вегетарианцев, маленьких детей, беременных и кормящих женщин. Это натуральное и очень вкусное белковое питание! При беременности достаточно съедать 2-4 ложки кедровой жимки, чтобы мама и малыш получали все необходимые питательные вещества, и ребенок родился здоровым. После родов кедровая мучка помогает быстро восстановить организм и восполнить недостаток кальция. Читайте в следующей статье рецепты, как можно использовать кедровую жимку.

Кедровые орешки

А вы знали, что в кедровых орешках белка содержится больше, чем в любое мясе, и к тому же усваивается этот белок нашим организмом на 99%? В кедровых орешках также высокое содержание незаменимых жирных кислот (линолевая и линоленовая), витаминов и минеральных веществ, как я уже писала выше.

Кедровая скорлупа молотая

Скорлупу принимают, в основном, виде отвара или настойки при большом количестве заболеваний. Подробнее, как принимать кедровую скорлупу и для чего я расскажу в одной из следующих статей.

silaedy.ru

Красный Чикой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кра́сный Чико́й — административный центр Красночикойского района Забайкальского края. Центр сельского поселения «Красночикойское».

Село расположено на правом берегу реки Чикой в 561 километре к юго-западу от Читы (по автодороге), в 148 километрах к югу от Петровска-Забайкальского.

Ранее населённый пункт носил название Красный Яр, по месту расположения вблизи обрывистого берега реки Чикой — яра. До Октябрьской революции — центр Красноярской волости Верхнеудинского уезда. Основан русскими землепроходцами в 1670 году, поселившимися на Чикое из-за обилия соболя. Позже здесь заселились буряты, а с 1754 года — старообрядцы-семейские, занимавшиеся землепашеством, заготовкой кедровых орехов, обжигом извести, выгонкой дёгтя и охотой.

В 1869 году в селе был построен Воскресенский винокуреный завод. При заводе работала мельница. Спирт производился из картофеля и зерна. На заводе работало до ста человек. Спирт и вино продавались от Иркутска до Якутии. В 1896 году завод принадлежал Д. М. Буйвид[2].

По данным 1902 года в селе был 191 дом с 1587 жителями, приходская школа, пункт участкового врача и фельдшера, аптека, почтовое отделение, камера мирового судьи, резиденция крестьянского начальника, винокуренный и маслобойный заводы. В 1910 году в Красном Яре появился первый телеграф. С установлением Советской власти в селе открыли контору по заготовке пушнины и управление Чикойскими золотыми приисками.

Численность населения
19021926[3]1959[4]1970[5]1979[6]1989[7]2002[8]
1587↘1409↗3845↗4285↗5461↗6693↗7133
2010[9]2012[10]2013[11]2014[12]2015[13]2016[14]2017[1]
↘7063↗7078↘7032↗7051↗7093↘7070↗7107

Возле Красного Чикоя (6,2 км) пролегает трасса Баляга — Ямаровка (Р425).

До начала 1990-х годов функционировал аэропорт. С 19 мая 2015 года возобновлено авиационное сообщение с Читой и Иркутском[15]

В Красном Чикое действуют старательские золотодобывающие артели, лесхозы, сельскохозяйственные организации и кооперативы.

Красночикойский колледж создан в 1973 году как филиал Балягинского ГПТУ № 8, преобразованного затем в самостоятельное учебное заведение с годичным сроком обучения. Работают также музей, школа и культурный центр.

  1. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  2. ↑ Приамурский край на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде / Сост. Н.А. Крюков, агр. Москва : Рус. т-во печ. и изд. дела - 1896 стр. 32,33
  3. ↑ Энциклопедия Забайкалья. Электронный ресурс
  4. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
  5. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населенных пунктов - районных центров по полу (неопр.). Дата обращения 14 октября 2013. Архивировано 14 октября 2013 года.
  6. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров (неопр.). Дата обращения 29 декабря 2013. Архивировано 29 декабря 2013 года.
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу (неопр.). Дата обращения 20 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  8. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  9. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения Забайкальского края по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям, городским населённым пунктам, сельским населённым пунктам (неопр.). Дата обращения 11 сентября 2014. Архивировано 11 сентября 2014 года.
  10. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  11. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  12. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  13. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  15. ↑ Рейс Красный Чикой - Иркутск за три месяца перешёл минимальный порог по загруженности (неопр.). www.chita.ru. Дата обращения 19 апреля 2016.

ru.wikipedia.org

Красный Чикой Забайкальский край

Красный Чикой - одно из старейших и красивейших сел Забайкалья. Центр красночикойского района Забайкальского края - хранитель старины глубокой. Более 300 лет назад по берегам реки Чикой начали селиться русские люди, как правило, семьями, поэтому жителей красночикойских сел называют семейскими. Дома в несколько горниц, с большими окнами, крыши тесовые, крыльца крытые; в одной половине дома обширная изба: с русской печкой: в другой половине от трех до пяти чистых горниц: полы все покрыты коврами собственного изделия, столы и стулья крашеные, зеркала с ирбитской ярмарки: Избы и дома у них не только красивы углами, но и пирогами:

Когда заходит речь о Красночикойском районе, обязательно добавят - песенный. Здесь поют везде - и в самом Красном Чикое, и в Урлуке, и в Захарово, и в Малоархангельске, да и в любом селе. Поют на праздниках и концертах, на свадьбах и просто так, когда душа просит песни. А это бывает в двух случаях: когда на душе весело или когда грустно. Знаменитому чикойскому народному хору аплодировали во многих городах России и зарубежья. И этот песенный дар чикойцы сохраняют и берегут, так же, как щедрую и богатую чикойскую тайгу, где водится хозяин тайги медведь и сохатый, косуля и изюбр, рысь и белка.

Недра Красного Чикоя хранят золото и уголь. А еще этот район знаменит агротехническим лицеем (сейчас агро-педогагический коледж), также известным на всю страну.

Здесь Вы побываете в чикойской сказочной стране. . Хочется, чтобы и Вы когда-нибудь услышали величавое пение могучих кедров и наигрыши веселых солнечных ручейков, увидели белеющие среди облаков гольцы горных хребтов и цветные россыпи камней на речных перекатах, устрашились мощи суровых чикойских вод и неприступности прибрежных скал. Чтобы они почувствовали себя крошечными частичками этого строгого и прекрасного мира. Чтобы так же верили, что мир этот - вечен...

krasnyj-chikoj.ru

Налог на орех: взгляд противоположный

  08.02.2017        1793


 

Статья в газете «Земля» выпуск № 5 от 07.02.2017 г.

Прочёл материал в № 3 от 24.01.2017 года (на нашем сайте вы можете ознакомиться с ним перейдя по ссылке перейти), и сам решил взять слово. Налогообложение орехового промысла довольно давно обсуждается в местной прессе и, как принято, на кухнях. Так что тема круглого стола была взята не с потолка. Широкого обсуждения вопрос, несомненно, требует. Вот и обсудим.

По моему мнению, основная задача форума, который так не понравился автору материала, как раз и есть выработка нескольких вариантов решения этого острого вопроса. Эти-то решения и надо выносить на обсуждение общественности. Никак не наоборот. Потому что выработать тезисы в процессе митинговых отношений в принципе невозможно.

Неприятно звучит в материале укор участникам «мозгового штурма» – дескать, не зарабатывали добычей ореха на жизнь, не одевали семью на вырученные деньги. Но ведь сам народный защитник в шкуре этих людей тоже не бывал, однако высказывается. Почему ж другим этого делать нельзя?! 

Высказывания вроде «некая Вера Петровна» для депутата, коим автор является, разве допустимы? Может, эта «Вера Петровна» голосовала за него? К чему это уничижение? Автор предлагает ей задуматься над другими социальными вопросами – дороговизной, «серыми зарплатами». Но откуда ж он знает, что эти «другие» её не волнуют? Просто в данный момент женщина отразила своё мнение по заданному вопросу. 

По другим пунктам автор тоже лукавит. Чего стоит, например, выражение «для собственных нужд». Ну, все мы в Чикое родились и живём, чего рассказывать. Для собственных нужд – это три-четыре мешка, «на щелканку». Остальное-то на продажу. Понятно, нужда толкает, и про трудности, связанные с добычей ореха, правда. Однако почему-то медсестра или любой другой работник со своей мизерной зарплаты всё же отчисляют 13%. И эти 7-8 тысяч оклада тоже «для собственных нужд». И, кстати, бюджетники тоже участвуют в экономической жизни района – покупают продукты, бензин и т.д. (кто читал материал, поймёт к чему это я).

Я не отношусь к административным работникам, но разговаривал на эту тему и с чиновниками, и с другими людьми. Все мои собеседники, независимо от того, согласны с введением налога на орех или не согласны, уверены, что государство всё равно когда-нибудь увидит огромные деньги, что крутятся в этом бизнесе, и в своём обыкновении введёт такой закон, что все заплачут. Но, как говорится, менять лошадей будет уже поздно.

Именно поэтому надо государственную машину опередить и самим поднять тему и разработать такой алгоритм решения вопроса (хотя бы пока на районном уровне), какой удобен чикоянам, а не какой могут спустить из Москвы. 

Варианта, по большому счёту, три – патент, лесобилет либо аренда. Во всех есть, конечно, минусы. Патент – надо оформлять ИП, а как только зарегистрировался, только голову высунул (ещё ничего не произвёл, ничего не имеешь), но сразу начнут обклёвывать – отчисления туда, сюда… Понимаю, что всё это нужно. Но в добыче ореха – крайне нежелательный вариант. 

Наиболее приемлем лесобилет, мне так кажется. Но он не закрепляет за человеком участок. Кстати, на прошедшем форуме, как рассказывали, в основном делали упор на том, как закрепить эти участки каким-то образом за нынешними добытчиками. Но так, чтобы процедура была облегчённой, упрощённой. Потому что нынешнее арендное законодательство простого мужика к лесу не подпускает. Есть и другая сторона медали. К примеру, предприниматель Михаил Михайлович Михайлов (хорошо его знаю) платит за аренду участка большие деньги, старается выполнить все мероприятия, положенные ему как арендатору. А осенью туда приезжают абсолютно чужие люди, которые ни копеечки не вложили, и добывают орех на абсолютно законных основаниях – Лесной кодекс даёт добро. 

Так что вопрос этот надо как можно тщательнее, внимательнее прорабатывать на уровне экспертного совета, пока не найдётся что-то приемлемое для людей. А потом вынести на обсуждение общественности. 

Одни уже сейчас настроены категорично – не платили и не станем. Другие говорят: выработайте справедливый и удобный порядок, и будем платить. Конечно, неохота. Исторически так сложилось, что лес кормит местное население «бесплатно». Но если вовремя не поделиться, можно потерять абсолютно всё. 

Андрей Аркадьевич Саксин, с. Усть-Ямаровка, Красночикойский район

Источник: zemlya-chita.com

  

Перейти к списку новостей

 


Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

krasnyj-chikoj.ru

Cайт города Чита - Забайкалье

КРАСНЫЙ ЧИКОЙ

Красный Чикой – (до 30-х годов красный Яр) – ныне центр Красночикойского района, основан землепроходцами в 1670 году, поселившимися здесь из-за обилия соболя. Во второй половине 18 века сюда пришли и поселились ссыльные старообрядцы.

Село стоит на правом берегу таежной реки Чикой. Берега ее очень красивы. Там и здесь возвышаются утесы и скалы, на которых, кажется, чудом держатся мохнатые ели, разлапистые сосны, величавые темнохвойные кедры.

Особенно много в Чикойской тайге кедра. Кедровники тянутся здесь на сотни километров. Ими заняты подразделы рек Мензы, Чикотана, Малханский хребет. Десятки и сотни тонн кедрового ореха – семян кедра – предоставляют ежегодно жители Чикойской долины.

Созревает орех в шишках темно-каштанового цвета в начале сентября. Собирают его, как и сто лет назад, с помощью примитивных приспособлений. Чаще всего разбивают шишки деревянным молотом-колотом, весом более 50 килограммов, насаженным на жердь. Колотом бьют по стволу дерева. Сбитые шишки перетирают потом на терках,  отделяя семена от шишки. Обрабатывают его также при помощи сит, толчей и т.д. Из кедрового ореха можно отжимать кедровое масло, а выжимки – жмыхи или «избоина» - являются сырьем для кондитерской промышленности (производство халвы, шоколада, конфет). Отжимается из них и техническое масло, применяемое в авиационной промышленности. Один килограмм шишек дает 300 граммов чистого ореха. Но в основном кедровый орех употребляется в пищу в натуральном виде. Щелкание орешков получило издавна название «сибирского разговора».

Кедровый промысел существовал здесь исстари. Местное население делало из кедровых орехов «постное молоко», растительные «сливки», заправляя ими чай.

Мы еще недостаточно оберегаем это ценное, «хлебное» дерево, обитающее в забайкальской тайге. Тысячи гектаров кедровника гибли и гибнут от опустошительных лесных пожаров.

Другим распространенным промыслом крестьян Чикойской долины было смолокурение. Смолокурни с примитивным оборудованием были здесь почти в каждом селе. Спрос на деготь и смолу был большой. Деготь шел на продажу в  Кяхту, на кожевенные заводы, вывозился в Китай.

Ломали здесь также мрамор, выжигали известь. Развито было бондарничание. Деревянная резная посуда, ушаты, бочки, бочонки изготавливались во множестве. По Чикою и Селенге бочонки сплавляли к Байкалу. Там в них засаливали знаменитых омулей.

Чикойская тайга славится «мягким золотом» - пушниной. Темный шелк мехов знаменитых русских соболей высоко ценится на мировом пушном рынке. Соболи красночикойской тайги хорошо раскупаются на ежегодных пушных аукционах в Ленинграде.

Охотничьи угодья промысловых хозяйств протянулись на сотни тысяч гектаров. По тайге раскиданы домики промысловиков, в которые перед началом зимнего сезона заблаговременно забрасываются боеприпасы, снаряжение и продовольствие. С начала зимы сотня охотников выходят на отстрел пушного зверя.  Кроме белки и соболя добывается много ондатры, обильно заселившей в последние годы  таежные речки и озера.

Сейчас в тайгу пришли специалисты-охотоведы. они приложили немало труда, изучая обширные угодья, помогая охотникам осваивать самые глухие уголки тайги, правильно организовать пушной промысел.

Для лучшего использования богатств тайги созданы кооперативные звероводческо-промысловые хозяйства.

Красный Чикой в прошлом был типичным сибирским селом, с далеко отстоящими друг от друга домиками, с обширными огородами и пустырями. Иной облик у села теперь. Там, где паслись козы и коровы, выросли улицы, застроенные по плану  добротными и привлекательными домами с палисадниками  и непременными елями и лиственницами, кустами черемухи и яблонь. Таковы новые улицы: Первомайская, Советская, коммунальная.

Там, где находился пустырь, названный жителями Большим, возвышаются теперь кинотеатр, книжный магазин, типовые детские ясли. . В 1946 году Красночикойская больница имела только одно здание, сейчас здесь целый больничный городок. 

В этом отдаленном уголке Забайкалья еще не все села соединены простыми проселочными дорогами. Угрюмые хребты, стремительные горные реки, непроходимая тайга – все это мешает установлению наземных связей.  В села, расположенные за рекой Мензой, можно попасть, например, либо верхом на коне, либо…вертолетом. Да, этот вид транспорта тоже знаком теперь красночикойцам.

Красный Чикой связан регулярным автобусным сообщением с городом Петровск-Забайкальском (148 км.), с Читой установлено воздушное сообщение.

Населённые пункты Забайкальского края

chitacom.ru

Чита | В Красном Чикое вор попался на кедровых орехах

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область

chita.bezformata.com

Развитие ситуации с разрешением рубки кедра

  20.01.2017        1618


 

Министерство природных ресурсов России признало новые правила заготовки древесины, вступившие в силу 10 января 2017 года, ошибкой. Напомним, поправки внесённые в Лесной кодекс Российской Федерации разрешали вырубать участки леса, на которых растёт менее пяти кедров.

Изменения в правилах лесозаготовки вызвали широкий общественный резонанс. С критикой внесённых изменений выступали общественные организации, региональные чиновники и местные жители. Все они высказывали опасения, что новый порядок лесозаготовок приведёт к резкому увеличению объёмов отправляемого на экспорт кедра, который пользуется большим спросом в Китае и Южной Корее. Особое волнение документ вызвал у жителей Красночикойского района, где произрастает наибольшее в крае количество кедров.

Максим Суворов, и.о. начальника управления лесопользования Министерства природных ресурсов Забайкальского края: "Учитывая обеспокоенность в Красночикойском районе, было собрано совещание, и арендаторы лесных участков заключили соглашение с органами власти в области лесных отношений, что они на добровольной основе отказываются рубить кедр тот, который у них есть на арендуемых участках".

За нарушение этих договоренностей никакой ответственности не предусмотрено. Добровольное подписание соглашения арендаторы лесных участков аргументировали тем, что кедровая древесина стоит дешевле, чем собранный с него орех. Теперь, когда приказ о внесении поправок в Лесной кодекс отменён, работники лесного хозяйства будут руководствоваться его предыдущей редакцией. При этом опыт красночикойцев в сохранении кедра будет распространён в других регионах России.

 

Источник: http://gtrkchita.ru/news/?id=10615 

  

Перейти к списку новостей

 


Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

krasnyj-chikoj.ru

Особенности культуры семейских Красночикойского района

 

 

Чикойский край!

Хранитель старой веры,

Святой старообрядческой семьи,

Где наша молодёжь и староверы-

Все истинные пахари земли.

Г.Никулов

Народно-бытовые особенности культуры староверов

Семейские — это очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской московской Руси со значительными наслоениями в их культуре элементов украинских и белорусских.

Семейские в силу своих религиозно — этнических убеждений сохранили в своей культуре, быту и в образе жизни очень много положительных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, крутые нравы, завидное трудолюбие, национальную одежду, книги и иконы дониконианского письма, крепкую веру в себя.

У старообрядцев было развито чувство коллективизма, общинной спаянности и не только на религиозной почве. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Тут было раздолье соучастию, сопереживанию, состраданию, взаимовыручке и взаимопомощи. Браки среди родственников запрещались до восьмого колена.

У староверов Сибири были крепкие нравы. Не допускались вольности молодёжи. Почитание старших было одним из основных заветов в староверческой среде, всякое отступление от этих правил и норм поведения осуждалось и преследовалось самым энергичным образом, и не только церковным проклятием или преданием анафеме, но и мерами всеобщего осуждения ослушника или оступившегося.

К народно-бытовым особенностям культуры староверов Сибири следует отнести их приверженность к особого рода одежде, чем они выделялись на общем фоне русского сибирского населения; старинную одежду старушки сохранили до настоящего времени. Мужская одежда почти не сохранилась.

В Читинской области староверы, или как чаще их называют семейские, проживают в долине реки Чикой, в Красночикойском районе. Здесь что ни село — то свой особый мир, свои особенности обычаев, быта, одежды, речи. В среднем течении реки Чикой раскинулось старинное Забайкальское село Архангельское, основанное в 1768 году. В прошлом — это переселенцы из Польши, проживали по реке Сожи. 

Необычный говор местных жителей, красочные сарафаны, которые пожилые женщины носят по сей день, бережное хранение старины, обычаев и обрядов приковывают сюда взоры этнографов и фольклористов.

Из поколения в поколение передавались рассказы о прошлом, о нелёгкой и даже трагичной судьбе этого народа. Три года длилось то переселение, в дороге рождались и умирали. Оказавшись на берегу реки Чикой, были по-

ражены богатством природы и решили навсегда здесь остаться. Жизнь была очень трудной — кругом дикая нетронутая тайга. Стали понемногу обживаться, появились первые села, зазеленели пашни. Суровым условиям края семейские противопоставили трудолюбие, прилежание. Они вырубили дремучие леса, вспахали нетронутую целину и получили плодородные земли.

Рассказывает Кондратьева Екатерина Демьяновна (1914 г. р.): «Очень давно люди жили в убогих, покосившихся избушках с маленькими окнами. В домах стояли только столы да лавки деревянные, около печи — ленивка, где обычно отдыхали старые люди. Ребятишкам одеть было нечего, и поэтому они почти весь день сидели на печи, а спали на полатях. Пол в избах был некрашеный, на него сыпали песок, принесенный издалека, на следующее утро его выметали и насыпали чистый. Это была адская работа».

Люди знали только работу, а отдыхать, не было времени. Все изготавливали своими руками: одежду, домашнюю утварь. Какова же была старинная одежда?

Головной убор называется кичка, который состоит из кокошника и подзатыльника. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось.

Обувь — чирки, сшитые из кожи. В таких чирках ходили как дети, так и взрослые. А чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было немало потрудиться. Сначала нужно было посеять семя конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, потом только в ступе, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, т. к. мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце. После этого холст готов. Из него шили и женскую, и мужскую одежду, и одежду для детей. Полотенца и скатерти тоже были из холста, по краям их украшали замысловатыми узорами. Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи.

В поле работали простыми орудиями труда: жали серпом, хлеб молотили цепами, пахали сохой.

Посуду для домашнего хозяйства изготавливали из дерева и глины. В них можно было хранить и собранные ягоды, и любые заготовленные в прок продукты".

В Читинском областном краеведческом музее хранится фрагмент старинной крестьянской избы с предметами быта — это изба, в которой жила мама Екатерины Демьяновны — Сидорова Аксинья Лазаревна.

Много экспонатов собрано в музее Архангельской школы: старинная одежда, личные вещи крестьян, предметы домашнего обихода, орудия труда. Создал этот музей бывший директор Архангельской восьмилетней школы, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Кондратьев Михаил Иванович. Михаил Иванович внес огромнейший вклад в сохранение старинной русской культуры.

Семейские — чикояне сумели до наших дней сохранить нравы и культуру XVIII века. Пожилые женщины по-прежнему не расстаются со своими красочными нарядами, только теперь вместо кокошников носят яркие платки.

Характерными чертами этих людей является честность и необыкновенное, удивительное гостеприимство.

Рассказывает бывшая учительница Архангельской школы, активная участница фольклорной этнографической группы Самсонова Софья Федоровна: «В нашем селе очень много интересного. Редко где по области можно встретить русскую старину в таком первозданном виде. Конечно же главное сокровище — это люди, которые бережно сохраняют свою древнюю культуру.

Какие имена носят старейшие жители села?

Только вслушайтесь: Ефимия, Ефросинья, Акулина, Агриппина, Пелагея, Прасковья, Меланья, Фекла, Матрена, Варвара, Хавронья, Аксинья,

Агафья, Аграфена, Улита, Домна, Феклис, Харитон, Феоктист, Лазарь, Савелий, Демид, Демьян, Лука, Федот, Афанасий, Сидор.

В каждом доме обязательно есть русская печь. Домашняя утварь — хлебная лопата, клюка, ночевка (сито), веселка (лопатка для замешивания теста), ухват, сковородник — напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение.

У многих в домах полы застелены яркими домоткаными дорожками. К сожалению это сложное ремесло в наши дни не находит последователей. А ведь еще совсем недавно, лет 15 — 20 назад, это было привычным занятием архангельских женщин. На самодельном ткацком станке (кроснах) ткали дорожки — яркие, радужные, которые и по сей день создают неповторимый уют в домах.

Обязательно в каждом доме есть божница — в «красном углу», повыше прибита полка, укрытая вышитым рушником (полотенцем). На божнице стоят иконы, свечи. Старые люди в наши дни, войдя в дом, крестятся (двумя перстами), обращаясь к иконам, произносят слова молитвы, и только потом приветствуют хозяев. Это означает, что такой человек не может принести зло.

Необычен говор жителей села. За долгие годы скитания на огромные расстояния русская речь наших предков вобрала в себя и белорусские, и украинские, и польские слова. Этот диалект сохранен до наших дней в неизменном виде. То есть, неоценимы заслуги старообрядчества в деле сохранения культуры и памятников средневековья.

Обрядовый фольклор

Обрядовый фольклор условно можно разделить на календарный (по народным праздникам земледельческого года) и бытовой (крестильный, свадебный, похоронный). Народный земледельческий календарь семейских представляет, по своей сути, весьма сложные комплексы дохристианских аграрно — магических представлений и христианских воззрений. Семейскому надо было, в первую очередь, заботится об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающим поколениям. И все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца.

Семейно — бытовая обрядность староверов отличалась необычно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада и была закреплена целой системой запретов, которые регламентировали их быт, религиозные верования, семейные и общественные отношения. Поэтому, например, обряды крещения и похорон — поминок, в отличие от календарных обрядов, у семейских сохранились и по сей день почти в неизменном виде.

Обряд крещения издавна считался вторым рождением человека. «Жить некрещёному, значит жить в грехе. А если случится, что ребёнок умрёт некрещёным, так это совсем плохо». Во многих сёлах района обряды поминовения и крещения проводят женщины пожилого возраста, хорошо знающие молитвы и сопровождающие их песнопениями.

Масленица

Очень интересный праздник Масленица... обычно проводиться в центре села, на речке. Принимает участие всё население — от старого, до малого. Катание на тройках вместе со сказочными героями. Здесь Весна- красавица, и чучело из соломы — Зима, которое в конце сжигается. Кругом песни, веселье, шутки. Можно и чай испить с горячими блинами, и поучаствовать в разных конкурсах.

Масленицу повсюду ожидают с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный праздник.

В Масленицу прощаются с холодной, долгой зимой и встречают солнце. Веселье длиться несколько дней. Верят, что злые духи не выносят шума, поэтому с криком сжигают старый мусор. Жгут соломенное чучело, переодеваются в чужую одежду, мажут лицо сажей с той же целью — обмануть духов.

Типично масленичным увеселение является катание на тройках под песни, с шутками, прибаутками, поцелуями.

Неделю в каждом доме пекут блины. Блины — основное и обязательное

блюдо на столе (круглый блин — символ солнца).

Каждый день этой недели имеет своё название: понедельник — «встреча», вторник — «наигрыш», среда — «лакомка», четверг — «разгуляй — четверток», пятница — «тёщины вечера», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «прощеный день».

С понедельника начинался Великий пост. Чтоб вступить в него с соответствующим чувством покаяния, необходимо было примириться со своими ближними. Стремясь очиститься от всего греховного, просили друг у друга прощения и троекратно целовались. Последний раз перед Великим постом плотно наедались. Пост должны были блюсти и взрослые, и дети. «Хто пост блюдить, с того грехи снимаются». 

Пасха

За неделю до Пасхи отмечалось Вербное воскресенье. Распустившиеся почки вербы считались в этот день наделенными особой магической силой. Заготовленными с вечера ветками этого растения похлёстывали детей, приговаривая: «Верба, верба, вербохлёст. Не болей мой прирост». Вербу ставили не только на «божницу» в красный угол, но крепили и в опорные столбы заборов, в стайки скота. Верба была своеобразным оберегом для всей семьи и хозяйства.

Четверг на страстной неделе Великого поста — Чистый четверг. На него приходилась основная подготовка к Пасхе. В этот день обязательно «мылись избы», «чтоб усё как жар горело», убирались на подворьях, чистили огороды от мусора и соломы (обязательно всё сжигали). В огороде делалось девять кучек мусора. Считалось, что дым от зажжённых куч убьет всю нечисть, и земля на участке будет плодородной. Хозяйки обжигали в русской печи «четвержную соль», которая, по поверью, «лечит от сглазу скот», «очищает от нечисти подворье». В чистый четверг начинали красить яйца (чаще луковым пером), пекли пирожки, тарочки, калачи и драчёны, готовили кедровое масло и «макуху» (смесь толчёных орехов с кипячённой водой).

Как правило, на дни поста приходится не переходящий праздник — Благовещение. Малейшая работа в этот день считалась грехом. «В Благовещение пташка гнездушка не вьёть, девка косу не плетёть, баба рубаху не шьёть» (Яковлева М.П.)

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, является величайшим из христианских праздников. Существовало поверье, что в первый день Пасхи даже солнце, восходя, играет, радуясь этому дню. Пасха отмечалась на селе широко. Было принято вставать с рассветом, чтобы посмотреть в «душник» (небольшое отверстие в доме для проветривания), как восходит солнце.

Все домашние приветствовали друг друга возгласами: «Христос воскрес» и ответом «Воистину воскреси». По воспоминаниям Сетовой Анны Ермолаевны, за завтраком разговлялись яйцами. Ребятишки рассаживались в переднем углу с приготовленными заранее шапками, а отец или дед одаривали их крашеными яйцами, выделяя особо послушных. Потом дети убегали на гору катать яйца по желобкам. В течение дня яйцами обменивались, давали знакомым. Вечером сравнивали, кто больше набрал. «В Кочёне (село Архангельское) в праздник как гуляли! Нихто никого не собирал никогда, сами на улицу выходили. Разнарядются, хто как горазд. Семь дней Пасхи, и каждый день новый наряд. Одёжи не хватало, поэтому менялись друг с другом. Сарахваны тогда в моде были. У каждого свой цвет, свой фасон. По наряду можно было узнать, хто из какой деревни. У нас, например, сарахван красный или оранжевый, чулки алые... Ну вот, все одевали и на качели шли». На качелях качались и взрослые и дети. Это было одним из главных развлечений этого праздника.

Троица

На сорок девятый день после Пасхи отмечается праздник Троицы. Этот день, как правило, проводили на берегу реки. Водили хороводы, играли возле

наряженной берёзы. На другой день топили «кумушку» в реке. «Троицу мы так играли: собираемся девочки, мама нам варит яишню, пирог с рыбой печёт, и вот мы идём куда-нибудь на земельку. Жарков рвём, сламываем берёзку, наряжаем её. Венок плетём из жарков. Берёзку наряжали платками, лентами. И вот два дня гуляем, пляшем, поём перед этой „Троицей", а потом идём топить. При этом загадывали, что если утонет берёзка — к беде, к плохому урожаю, не утонет — к добру». (Яковлева М. П.)

Иван — травник

Седьмого июля — Иван — травник. Это самый интересный летний праздник. С ним связано множество преданий, поверий, примет и магических действий, идущих от глубокой древности.

В ночь на Ивана — травника стараются предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы: колдунов, оборотней, которые будто — бы действуют в эту ночь, насылают порчу на людей и коров. Кто бы ни пришёл ночью, — не впустят, ничего не дадут, так как боятся потерять память.

На Ивана — травника за помощью обращаются к Николе — угоднику или Богородице со словами «Сохрани и спаси».

В этот же день хозяин с хозяйкой ездят на луга травы смотреть. Если травы хорошие, то хозяйка рвёт лекарственные, сушит их под потолком на крыльце. В народе так и говорят, что собранные травы на «Ивана», хорошо излечивают людей, скот. После праздника начинается сенокос.

В Урлуке на Иванов день ходят в монастырь. А вечером обходят свои дворы с молитвой три раза и в каждых воротах бросают крапиву крест на крест, чтобы колдунья обожглась и не проникала во двор. Из муравьиной кучи, в прошлом, брали часть муравейника вместе с муравьями и посыпали в стайки коровам, в мерлог свиньям, в курятник с целью, чтобы водилась скотина.

Таким образом, крестьянин сам составил свой фенологический календарь и строго его придерживается, соблюдает свои обряды и связывает их с сельхозработой.

Летние дни не были для семейских праздными. Только на Петров и Ильин день старались не работать и не мыться в бане. После Ильи не разрешалось купаться в реке. Вода, по поверьям, в это время считается «гадкой и нечистой».

Сельскохозяйственный год крестьянина завершался на Покров. Ждали снега, приговаривали: «Батюшка Покров, землю покрой, сохрани ее и согрей, к новому урожаю приготовь». После покрова начиналось время свадеб. 

 


Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

krasnyj-chikoj.ru

Образование сел Красночикойского района - Красный Чикой Забайкальский край

 

 

 

КРАСНЫЙ ЧИКОЙ

Красный Яр (до 1933), с., адм. центр Красночикойского района (с 1933), расположено на прав. берегу р. Чикой, в 561 км к юго-зап. от Читы, в 148 км к югу от ж.-д. ст. Петровский Завод. Основано землепроходцами в 1670. С 1754 жили первые ссыльные старообрядцы, занимающиеся землепашеством, заготовкой кедровых орехов, обжигом извести, выгонкой дегтя, охотой. В 1782 проживало 32 семьи. В нач. XIX в. с. Красный Яр было центром Жиндокского сельского о-ва Урлукской волости Верхнеудинского у. В 1902 население – 1587 чел., имелись: приходская школа, почтовое отд-ние, телеграф, уединение участкового врача и фельдшера, камера мирового судьи, винокуренный и маслобойный з-ды. В 1926 население – 1409 чел., в 2002 – 7133. Действуют: СПК «Сибирь», СПК «Зашулан», с.-х. перерабатывающий потребительский кооператив «Радуга», ОАО «Агроснаб», ОАО «Агропромхимия», маслодельный з-д, леспромхоз, ОАО «Разрез Зашуланский», 11 КФХ, старательские золотодобывающие артели «Тайга», «Даурия», «Слюдянка», «Шимбилик», Красночикойский лесхоз, Красночикойский сельский лесхоз, ДЭУ, производственное ремонтно-эксплуатационное управление, ПМК «Читамелиоводстрой», филиал ОАО «Нефтемаркет», Красночикойский узел телекоммуникаций, МУП «ЖКХ», МУП «Агроплюс», отд-ние Федерального казначейства, расчетно-кассовый центр, кредитный кооператив, районный узел почтовой связи, центр социальной помощи семье и детям, редакция газеты «Знамя труда». Имеются: Красночикойский профессиональный лицей № 22, ср. школа, Красночикойская ср. общеобразовательная школа № 2, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 3 ДОУ, оздоровительно-образовательный лагерь «Лесная сказка», детская музыкальная и детская художественная школы, Музей историко-этнографический им. Н. В. Гладких, фольклорная группа ветеранов «Багульник», районный Дом культуры, районный парк, районный центр фольклора и этнографии, культурно-реставрационный центр, центр детской культуры, центр. районная и районная детская библиотеки, Красночикойская центральная районная больница. До 1990-х функционировал аэропорт. В К. Ч. находятся: Копытова дом жилой. Ворота памятник архитектуры и градостроительства, памятники В. И. Ленину и в честь односельчан, погибших в Гражданскую и ВОВ.

БЫКОВО

село в центр. части Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Коротково. Расположено на лев. берегу р. Чикой, в 22 км к вост. от с. Красный Чикой. Основано семейскими в 1805 на месте заимки. В 1926 население — 414 чел., в 1998 — 167, в 2002 — 143. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в частном (КФХ) и личных подсобных хоз-вах. Имеется фельдшерско-акушерский пункт.

АЛЕКСАНДРОВКА

село на сев.-зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Архангельское. Расположено в 12 км к юго-вост. от с. Красный Чикой. В 1989 население — 166 чел., в 2002 — 136. Имеются: Центр досуга, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в частном (КФХ) и личных подсобных хоз-вах.

АЛЬБИТУЙ

село на зап. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено на прав. берегу р. Чикой в 59 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. В состав Альбитуйского окр. входят также сс. Гутай, Нижний Нарым. Основано в 1788—92 семейскими. В 1923 открыта начальная школа, с 1974 — ср. В 1926 население — 837 чел., в 2002 — 386, проживают семейские. Действуют 3 КФХ, лесничество, отд-ние связи, филиал сберегательного банка. Имеются: ср. школа, Дом культуры, библиотека, участковая амбулатория. В районе А. расположен сакрально-погребальный комплекс Альбитуйский керексур.

АРХАНГЕЛЬСКОЕ

село на сев.-зап. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено на лев. берегу р.Чикой, в 9 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. В состав Архангельского окр. входит также с. Александровка. Основано в 1737, заселено в 1760-е старообрядцами-федосеевцами «Знаменского согласия». Первоначально называлось Кочен, во 2-й пол. XIX в. переименовано в А. В 1926 население — 1964 чел., в 2002 — 683, проживают семейские. Действуют 1 КФХ, СПК «Озерный», «Россия». Имеются: основная школа, ДОУ, библиотека, филиал сберегательного банка, отд-ние связи. В А. находится памятник в честь воинов-земляков, погибших в годы ВОВ.

АФОНЬКИНО

село на сев.-вост. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Черемхово. Расположено в 106 км (по автодороге) к вост. от с. Красный Чикой. Основано в 1884—86 на месте заимок семейскими. В 2002 население — 265 чел. Имеются: начальная школа, Дом культуры, библиотека. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в личных подсобных хоз-вах и традиционные промыслы. В А. находится братская могила партизан.

АЦА

село на сев. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Захарово. Расположено на прав. берегу р. Аца (лев. приток р. Чикой), в 16 км к юго-вост. от с. Захарово. Основано до 1722 бурятами Ашебатского и Цонгольского родов. В 1926 население — 519 чел., в 2002 — 210. Имеются: начальная школа, информационно-досуговый центр, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей— с.-х. пр-во в частном (КФХ) и личных подсобных хоз-вах, традиционные промыслы.

БАЙХОР

село на сев.-зап. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено на прав. берегу р. Чикой, в 26 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. В состав Байхорского окр. входят также сс. Гремяча, Мостовка, Этытэй. Основано до 1763. В 1926 население — 1005 чел., в 1998 — 417, в 2002 — 369. Имеются: ср. школа, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, филиал сберегательного банка, отд-ние связи, АТС. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в коллективном (СПК «Искра») и личных подсобных хоз-вах. В Б. находятся памятники истории: церковь Св. Николая Мирликийского (1851), братская могила 3 партизан, погибших за Сов. вл. в Заб.

БАРАХОЕВО

село на сев. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Коротково. Расположено на прав. берегу р. Чикой, в 18 км к сев.-вост. от с. Красный Чикой. Основано в 1722, позднее в Б. из сс. Гутай и Байхор переселились семейские. В 1926 население — 1496 чел., в 2002 — 617. Действуют: подразделение СПК «Маяк», 4 КФХ, швейный цех, участок дорожного отд., АТС, вет. участок, отд-ние связи, филиал сберегательного банка, филиал кредитного кооператива. Имеются: клуб, библиотека, участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт.

БОЛЬШАКОВО

село на сев. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Коротково. Расположено на прав. берегу р. Чикой, в 22 км к сев.-вост. от с. Красный Чикой. Основано в 1722. В 1926 население — 521 чел., в 2002 — 127. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в коллективном (товарищество крестьянских хоз-в «Надежда»), частном (КФХ) и личных подсобных хоз-вах. Имеется фельдшерско-акушерский пункт.

БОЛЬШАЯ РЕЧКА

прииск на зап. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположен на лев. берегу р. Чикой, в 65 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. В состав Большереченского окр. входит также с. Маргинтуй. Основан в 1757. В 1926 выселок с 29 жителями. В 1957 основано горное предприятие Чикойский прииск. В 2002 население — 714 чел. Имеются: ср. школа, Дом культуры, библиотека-филиал, дом-интернат, отд-ние связи, филиал сберегательного банка. В пределах Б. Р. находится археол. памятник Приисковое.

БУРСОМОН

село на сев.-зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Верх. Шергольджин. Расположено в 51 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. Основано в 1930. В 2002 население — 164 чел. Имеются: начальная школа, ДОУ, Центр бур. культуры, фельдшерско-акушерский пункт, Бурсомонский дуган. Основное занятие населения — с.-х. пр-во в коллективном (СПК «Бильчир»), частном (КФХ) и личных подсобных хоз-вах.

БЫКОВО

село в центр. части Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Коротково. Расположено на лев. берегу р. Чикой, в 22 км к вост. от с. Красный Чикой. Основано семейскими в 1805 на месте заимки. В 1926 население — 414 чел., в 1998 — 167, в 2002 — 143. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в частном (КФХ) и личных подсобных хоз-вах. Имеется фельдшерско-акушерский пункт.

ВЕРХНИЙ ШЕРГОЛЬДЖИН

село на сев.-зап. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено в 46 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. В состав Верхнешергольджинского окр. входят также сс. Бурсомон, Котый, Средний Шергольджин. Основано бурятами в 1-й пол. XIX в. В 1926 население — 870 чел., в 1998 — 506, в 2002 — 460. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в коллективных (СПК «Тулхутуй», «Таежник»), частных (3 КФХ) и личных подсобных хоз-вах. Имеются: ср. школа, Дом культуры, библиотека, отд-ние связи, филиал сберегательного банка.

ГУТАЙ

село на зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Альбитуй. Расположено в 77 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. Основано в 1750 семейскими. В 1915 открыт Гутайский рудник. В 1926 население — 1355 чел., в 2002 — 154. Имеются: начальная школа, информационно-досуговый центр. фельдшерско-акушерский пункт.

ЖИНДОКОН

село на зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления — с. Жиндо-1. Расположено в 84 км (по автодороге) к юго-зап. от с. Красный Чикой. Основано в 1790. В 2002 население — 256 чел. Имеются: начальная школа, передвижной клуб, отдел Жиндойской библиотеки, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в коллективном (СПК «Жиндокон») и личных подсобных хоз-вах.

ЗАХАРОВО

село на сев. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено на прав. берегу р. Чикой, в 51 км к сев.-вост. от с. Красный Чикой. В состав Захаровского окр. входят также сс. Аца, Осиновка, Фомичево. Основано в 1802 коренными сибиряками. В 1926 население — 1186 чел., в 2002 — 746. Действуют: СПК «Захаровский», 6 КФХ, участок Верх-Чикойского промхоза, участок ПЭС, автозаправочная ст., отд-ние связи, филиал сберегательного банка, филиал Красночикойского узла телекоммуникаций. Имеются: ср. школа, музыкальная школа, художественное отд-ние Центра детской культуры, библиотека-филиал, участковая больница. Работает хоровой коллектив, удостоенный звания нар. На тер. З. расположены культурно-ист. памятники: Крестовоздвиженская церковь, памятные знаки в честь С. Г. Лазо и В.И. Ленина.

КОНКИНО

поселение сельского типа на юго-зап. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположен в 119 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. В 1926 население – 34 чел., 2002 – 357. Имеются: основная общеобразовательная школа, клуб, библиотека-филиал, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во, традиционные промыслы.

КОРОТКОВО

село на сев. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено на прав. берегу р. Чикой, в 17 км к сев.-вост. от с. Красный Чикой. В состав Коротковского окр. входят также сс. Барахоево, Большаково, Быково, Красные Речки. Основано в 1752 проезжими промышленниками. В 1926 население – 1051 чел., в 1989 – 620, в 2002 – 573. Имеются: ср. общеобразовательная школа, Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во в коллективном (СПК «Маяк») и личных подсобных хоз-вах, традиционные промыслы. В К. находится братская могила партизан, погибших в столкновении с отрядом Д. Тапхаева.

КОТЫЙ

село на зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Верх. Шергольджин. Расположено в 57 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. Основано в 1710 промышленниками-зырянами. В 1989 население – 87 чел., в 2002 – 88. Имеются: Центр досуга, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во в коллективном (СПК «Котый») и личных подсобных хоз-вах.

КРАСНЫЕ РЕЧКИ

, Дурновосело на сев. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Коротково. Расположено в 29 км к вост. от с. Красный Чикой. К. Р. делилось на Верх. (1850), Сред. (1855), Ниж. (1860). Носит современное назв. с 1954. В 1989 население – 173 чел., в 2002 – 174. Имеются: начальная общеобразовательная школа, информационно-досуговый центр, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во в личных подсобных хоз-вах, лесные промыслы.

МАЛОАРХАНГЕЛЬСК

село на сев. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено на прав. берегу р. Чикой, в 7 км к сев.-вост. от с. Красный Чикой. В 1767 на месте крестьянских заимок с. Архангельское образована Новая деревня, к-рая позже объединена с д. Выезжей. В 1926 население – 1187 чел., в 1989 – 1081, в 2002 – 992, проживают семейские. Имеются: ср. общеобразовательная школа, ДОУ, Дом культуры, библиотека-филиал, фельдшерско-акушерский пункт, отд-ние связи. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во в коллективном (СПК «Кировский» мясомолочного направления), частных (3 КФХ) и личных подсобных хоз-вах.

МАРГИНТУЙ

село на сев.-зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – прииск Бол. Речка. Расположено на прав. берегу р. Чикой, в 66 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. Основано в 1782. В 1926 население – 450 чел., в 1989 – 11, в 2002 – 6.

МОГЗОН

село на сев.-вост. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Шимбилик. Расположено на прав. берегу р. Чикой, в 85 км к вост.-сев.-вост. от с. Красный Чикой. Основано в 1920—22. В 1926 население – 56 чел., в 1989 – постоянного населения нет, в 2002 – 1.

МЕНЗА

село на юго-зап. Красночикойского р-на, центр сельского самоуправления, расположено на прав. берегу р. Менза, в 186 км к югу от с. Красный Чикой. В состав Мензинского окр. входят также сс. Укыр, Шонуй. Основано в 1728–30 как пограничный караул с Монголией. В 1872–1918 центр Мензинской ст-цы 1-го военного отд. ЗКВ. В 1926 население – 1126 чел., в 1989 – 419, в 2002 – 395. Имеются: ср. общеобразовательная школа, ДОУ, Дом культуры, Музей Мензинской средней школы, библиотека-филиал, сельская участковая больница, отд-ние связи. До 1990-х функционировал аэропорт. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во в коллективном (СПК «Менза») и личных подсобных хоз-вах. В окрест. села находится памятник археол. Кристинкина пещера.

МОСТОВКА

село на сев.-зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Байхор. Расположено в 28 км к зап.-юго-зап. от с. Красный Чикой. В 1989 население – 132 чел., в 2002 – 100. Имеются: клубный отд. от Байхорского Дома культуры, фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во.

НИЖНИЙ НАРЫМ

село на зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Альбитуй. Расположено на прав. берегу р. Чикой, в 63 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. Основано семейскими в 1767. В 1926 население – 540 чел., в 2002 – 198. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во в коллективном (МУСП «Береговое»), частных (3 КФХ) и личных подсобных хоз-вах. Имеются: информационно-досуговый центр, фельдшерско-акушерский пункт. В окрест. Н. Н. расположены древние поселения Студеное, Мельничное-1, Мельничное-2.

ОСИНОВКА

село на сев. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Захарово. Расположено в 56 км к сев.-вост. от с. Красный Чикой. Основано до 1722, в 1767 поселились 1-е русские. В 1989 население – 225 чел., 2002 – 220. Основное занятие жителей — с.-х. пр-во в частном (1 КФХ) и личных подсобных хоз-вах. Имеются: Центр досуга, фельдшерско-акушерский пункт.

СЕМИОЗЁРЬЕ

село на юго-вост. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Черемхово. Расположено в верховьях р. Чикой, в 190 км (по автозимнику) к юго-юго-вост. от с. Черемхово. В районе С. находятся горячие, сернистые источники. В 1908 в этой местности построен Семиозерский молитвенный дом, ставший к 1909 дацаном, в к-ром служили до 50 лам (см. Семиозерский дацан). С. основано представителями бур. родов Батот-цонголы, Цохор-цонголы, Хори-до и Ашибагаты, бежавших от Сов. вл. в период создания первых сельхозартелей. В 1926 население – 227 чел. В кон. 1930-х все мужское население С. было репрессировано. Во 2-й пол. XX в. численность жителей не превышала 50 чел. Имеется фельдшерско-акушерский пункт. В 1989 население – 40 чел., в 2002 – 43. В окрест. С. находится природно-культовый памятник – Ламский Городок.

СРЕДНИЙ ШЕРГОЛЬДЖИН

село на сев.-зап. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Верх. Шергольджин. Расположено в 54 км к юго-зап. от с. Красный Чикой. Первые поселенцы русские и крещеные буряты. В 1989 население – 24 чел., в 2002 — 29. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во в частном (КФХ) и личных подсобных хоз-вах.

СТЕКЛОЗАВОД

село на сев.-вост. Красночикойского р-на. Центр сельского самоуправления – с. Черемхово. Расположено в 117 км от с. Красный Чикой. Основано в 1906 с началом деятельности стекольного з-да, к-рый в 1947 переведен в Петровск-Забайкальский. В 1989 население – 90 чел., в 2002 – 80. Имеется фельдшерско-акушерский пункт. Основное занятие жителей – с.-х. пр-во.

 


Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

krasnyj-chikoj.ru

Красный Чикой — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кра́сный Чико́й — административный центр Красночикойского района Забайкальского края. Центр сельского поселения «Красночикойское».

География

Село расположено на правом берегу реки Чикой в 561 километре к юго-западу от Читы (по автодороге), в 148 километрах к югу от Петровска-Забайкальского.

История

Ранее населённый пункт носил название Красный Яр, по месту расположения вблизи обрывистого берега реки Чикой — яра. До Октябрьской революции — центр Красноярской волости Верхнеудинского уезда. Основан русскими землепроходцами в 1670 году, поселившимися на Чикое из-за обилия соболя. Позже здесь заселились буряты, а с 1754 года — старообрядцы-семейские, занимавшиеся землепашеством, заготовкой кедровых орехов, обжигом извести, выгонкой дёгтя и охотой.

В 1869 году в селе был построен Воскресенский винокуреный завод. При заводе работала мельница. Спирт производился из картофеля и зерна. На заводе работало до ста человек. Спирт и вино продавались от Иркутска до Якутии. В 1896 году завод принадлежал Д. М. Буйвид[2].

По данным 1902 года в селе был 191 дом с 1587 жителями, приходская школа, пункт участкового врача и фельдшера, аптека, почтовое отделение, камера мирового судьи, резиденция крестьянского начальника, винокуренный и маслобойный заводы. В 1910 году в Красном Яре появился первый телеграф. С установлением Советской власти в селе открыли контору по заготовке пушнины и управление Чикойскими золотыми приисками.

Население

Численность населения
19021926[3]1959[4]1970[5]1979[6]1989[7]2002[8]
1587↘1409↗3845↗4285↗5461↗6693↗7133
2010[9]2012[10]2013[11]2014[12]2015[13]2016[14]2017[1]
↘7063↗7078↘7032↗7051↗7093↘7070↗7107

Транспорт

Возле Красного Чикоя (6,2 км) пролегает трасса Баляга — Ямаровка (Р425).

До начала 1990-х годов функционировал аэропорт. С 19 мая 2015 года возобновлено авиационное сообщение с Читой и Иркутском[15]

Промышленность

В Красном Чикое действуют старательские золотодобывающие артели, лесхозы, сельскохозяйственные организации и кооперативы.

Образование и культура

Красночикойский колледж создан в 1973 году как филиал Балягинского ГПТУ № 8, преобразованного затем в самостоятельное учебное заведение с годичным сроком обучения. Работают также музей, школа и культурный центр.

Примечания

  1. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  2. ↑ Приамурский край на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде / Сост. Н.А. Крюков, агр. Москва : Рус. т-во печ. и изд. дела - 1896 стр. 32,33
  3. ↑ Энциклопедия Забайкалья. Электронный ресурс
  4. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
  5. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населенных пунктов - районных центров по полу (неопр.). Дата обращения 14 октября 2013. Архивировано 14 октября 2013 года.
  6. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров (неопр.). Дата обращения 29 декабря 2013. Архивировано 29 декабря 2013 года.
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу (неопр.). Дата обращения 20 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  8. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  9. ↑ Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения Забайкальского края по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям, городским населённым пунктам, сельским населённым пунктам (неопр.). Дата обращения 11 сентября 2014. Архивировано 11 сентября 2014 года.
  10. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  11. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  12. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  13. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  15. ↑ Рейс Красный Чикой - Иркутск за три месяца перешёл минимальный порог по загруженности (неопр.). www.chita.ru. Дата обращения 19 апреля 2016.

Ссылки

wiki.monavista.ru


Смотрите также