все о орехах

Орех святого игнатия хорошая выпивка


— Скажу вам прямо — дело наше дрянь. —

Цитаты 24

Мечта? Хм, деньги, уважение, любовь… Бесспорно, это важно. А вам никогда не казалось, что вся эта мишура только для того,

Цитаты 35

Оружие и насилие — не единственный источник власти в этом мире. Деньги говорят громче всего. За них можно

Цитаты 20

Я ненавижу свою жизнь. Утро-вечер. Всё заканчивается одинаково. Я мечтаю, что завтра у меня начнется новая жизнь. Поэтому

Цитаты 19

Что происходит? Что с сердцем? Мне же без разницы, ведь так? Цитаты и афоризмы из комикса Прощай, дождь

Цитаты 17

Я — собственник и завожусь с полуоборота, когда пьяный… Цитаты и афоризмы из комикса Первый номер

Цитаты 29

У мужчин свой способ любить. Цитаты и афоризмы из комикса Раб любви (Love Slave).

citaty24.ru

Яд по рецепту - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ — LiveJournal

Принципиальной разницы между лекарством и ядом нет и не может быть. Всякое лекарство превращается в яд, если его концентрация в организме превышает определенный терапевтический уровень. И почти любой яд в малых концентрациях может найти применение как лекарство. История хранит немало тайн, связанных с использованием ядовитых свойств продуктов минерального, растительного и животного происхождения.

Одну из первых попыток классифицировать яды сделал древнеримский врач Клавдий Гален, а древнеримский историк Гай Светоний Транквилл описал технологию приготовления ядовитых зелий и способов их применения. Он пишет, что самовлюбленный и развратный император Нерон, прославившийся своей жестокостью, начал серию злодейских убийств с отравления в 54 году нашей эры императора Клавдия. Хотя Нерон и не был непосредственным исполнителем этого убийства, но знал о нем и не пытался этого скрывать. Белые грибы он всегда называл с тех пор «пищей богов», потому что именно в них Клавдию подмешали отраву.

Мышьяк

Применение ядов в качестве орудия убийства приобрело особенно широкий размах в средние века. Папа Пий VI и его сын Цезарь Борджиа с помощью ядов избавились от многих политических противников, пополнив папскую казну их наследством. О многочисленных случаях использования ядов в преступных целях Тоффаной повествует летопись XVIII века.

Эта худенькая неаполитанка, по ее собственному признанию, отравила более 600 человек. Причем в список жертв были занесены даже римские папы. Излюбленный яд, «аква Тоффана», которым пользовалась отравительница, представлял собой водный раствор соединений мышьяка. Этим ядом был отравлен академик Кондорсе, английский поэт Чаттертон и другие.

Алхимики Екатерины Медичи (Козимо и Лоренцо Руджери) соперничали между собой в изобретении изощренных отрав. Карлу IX подсунули пропитанную мышьяком книгу. Известны ухищрения и почище: надушенные перчатки; отравленная свеча; букет живых цветов, чей запах приносил мгновенную смерть; башмаки, надев которые упал бездыханным Хуан Австрийский. Верхом остроумия в те времена считался нож, лезвие которого с одной стороны было намазано отравой.

Хорошенькая фрейлина предлагала сгоравшему от любви кавалеру разделить с ней персик и спокойно съедала свою половину, в то время как несчастный влюбленный, съев вторую, корчился в муках у ее ног. Или вспомним помаду, предназначавшуюся для госпожи де Сов, дабы она своим поцелуем отравила Генриха Наваррского. После этой подборки фактов ответ на вопрос, яд ли (или лекарство) мышьяк, кажется простым. А между тем, как и змеиный и пчелиный яды, мышьяк используется для лечения. Применяются в медицине дурман и белена, орех святого Игнатия и стрельный яд кураре, красавка и наперстянка, спорынья и аконит — растения, способные убить даже быка.

Аконит

Природа сама готовит лекарства, и человеку остается только найти подходящую лечебную дозу. Открытие целебных растений следовали одно за другим. Знаменитый исследователь Африки Ливингстон в верховьях водопада Виктория встретил племена, применявшие во время охоты какой-то неизвестный науке яд. Малейшей царапины было достаточно, чтобы убить животное. Сопровождавший Ливингстона врач Кирк собрал образцы этого яда и исследовал растение, служившие его источником. Им оказалась гигантская лиана из рода Строфантус. В 1865 году ядом Строфантуса, содержащим алкалоид строфантин, заинтересовался профессор Петербургской медико-хирургической академии Е.В.Пеликан.

В 1886 году появились работы англичанина Фрезера, посвященные строфантину. Только после этого медики постепенно признали, что этот яд — лучшее сердечное средство. Так несущий смерть строфантин стал исцелять людей. Еще раньше, в 1775 году, английский врач Вильям Уайтерлинг открыл дигиталис — сердечное средство, оцененное Боткиным как самое драгоценное, которым когда-либо обладала терапия. Уайтерлинг, воспользовавшись списком из 20 трав, которые будто бы применяла знахарка графства Шропшир, решил проверить их действие. Результатом этого эксперимента и было открытие наперстянки, или дигиталиса, способного возвращать умирающему человеку жизнь.

Дигиталис

В Южноамериканских Андах рядом с целебным хинным деревом можно встретить другое растение, латинское название которого — эритроксилон кока. Из листьев этого кустарника учеником Велера Ниманом в 1860 году был извлечен алкалоид кокаин. Возможно, это событие осталось бы малопримечательным фактом, если бы спустя двадцать лет русский врач Василий Константинович Анреп не обнаружил обезболивающие свойства кокаина. Через четыре года кокаин был применен для местного обезболивания, и с тех пор медицина взяла это чудесное средство на вооружение.

Вскоре, однако, выявился его крупный недостаток: способность вызывать пристрастие — кокаиноманию. А через некоторое время было обнаружено еще одно отрицательное свойство кокаина: в больших дозах он представлял собой смертельный яд. Если доза кокаина велика, то уже на этом этапе двигательное возбуждение может привести к судорогам и смерти. Свойства некоторых змеиных ядов при использовании их в малых дозах успокаивающе воздействовать на нервную систему позволило сделать попытку применить яд кобры и ряда гремучих змей при лечении нервно-психического заболевания — эпилепсии.

Получены данные и о благоприятном действии яда кобры при лечении стенокардии. Яды большинства змей из семейства гадюк обладают, главным образом, свертывающим кровь действием. В связи с этим появилась идея использовать их для остановки кровотечений. Из яда гюрзы получен кровоостанавливающий препарат — лебетокс.

Еще наши предки догадывались о правиле: каждый яд в небольших количествах может служить лекарством и каждое лекарство в чрезмерных дозах является ядом. Использование или неиспользование какого-либо вещества в качестве медикамента прежде всего зависит от того, что же считать лекарством, а что — ядом. Вопрос этот при кажущейся простоте вызывал бурные споры на протяжении многих веков.

Многие препараты периодически объявлялись то лекарствами, то страшными ядами, снадобья типа толченого мела иногда ценились на вес золота. Да что там средневековье — в наше время можно услышать: «Если хотите быть сильным и ловким, видеть в темноте и жить до ста лет — ешьте мясо крокодила». Нынче химическая индустрия лекарств развивается гигантскими темпами.

Оборот фирм, производящих лекарства, достигает десятков миллиардов долларов. Врачи, не теряя времени на больных, сразу и охотно выписывают рецепт. Такая прыть обусловлена несколькими причинами. Изготовление лекарств приносит миллионные прибыли, часть перепадает врачу, если он прописывает много дорогостоящих препаратов... А это не что иное, как увеличение дозы лекарств, которые могут стать для нас ядом!

p-i-f.livejournal.com

Читать онлайн "Жить, как говорится, хорошо! А хорошо жить — ещё лучше!" автора Титова А. Н. - RuLit

— Ну, водочки! — Не, не, не! Ему нельзя. — Да холодненькой! — Никакой! — Шампанского! — Ни в коем случае. — Давайте пиво сюда! — А пиво для него яд.

* * *

Открытое лицо противника приятно для удара в челюсть!

* * *

Сердцу хочется ласковой песни и хорошей большой любви.

* * *

Я не знаю, буду ли я чемпионом, но битым я не уеду!

* * *

Он сам к нам пришел.

* * *

По-нашему, по-сибирски!.

* * *

Вдруг откуда ни возьмись появляется военный. Ну, богатырь! Ну, лев! Орел! Этот богатырь платит двугривенный. Этот лев берет колотушку. Этот орел ударяет! Симфония!!!

* * *

Симфония! Отличный удар!

* * *

Советские боксеры не продаются!

* * *

— У Никиты очень тяжелая наследственность. — Что вы говорите? — Да-а-а! Его отец как-то в тайге с медведем повстречался. Здорово его покалечил! — Медведь отца? — Нет, отец медведя.

* * *

Сарайчик!.. Козочки!.

«ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ»

Он хороший дядя. Добрый. А ты ему булыжнич-ком попал прямо в глазик. Сделал бо-бо.

* * *

Эй, мальчик! Хочешь получить пакетик леденцов и прокатиться?

* * *

Не люблю девчонок!

* * *

Еще одна ночь с этим мальчишкой — и я в сумасшедшем доме!

* * *

Считай, что деньги у нас уже в кармане!

* * *

Тихо, приятель! Кажется, шпионы бледнолицых.

* * *

Ты всегда был настоящим другом!

* * *

Успеем добежать до канадской границы.

* * *

Это обойдется папаше Дорсету в лишних 500 долларов!

* * *

Ветер отчего дует?.. Оттого, что деревья качаются!

«ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»

Дело не в дороге, которую мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбирать дорогу.

* * *

Старик Боливар совсем выдохся. Жаль, что твоя гнедая сломала ногу, Боб.

* * *

Боливар не выдержит двоих!

«РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ»

— Вас когда сильнее донимает? По утрам или ночью? — Ночью. Когда самая работа.

* * *

Ни черта доктора в этой болезни не понимают!

* * *

— Одна только вещь помогает. — Припарки из галаадского бальзама?.. Что же, орех святого Игнатия?.. Ну, тогда это… — Хорошая выпивка!

* * *

Скажите, а вы не пробовали мочу молодого поросенка?

— А что вам больше всего во мне нравится? Ну, что-что, я хотел сказать: глазки, ясно?

* * *

Боже, как я погорел!.

* * *

Видала я ваши картины! Вам нужны не факты, а эффекты! Штуки, трюки, побасёнки!

* * *

Я думаю, одна из нас им понравилась.

* * *

И это ничтожество я почти любила!

* * *

Вы когда-нибудь сгорали от любви? Любовь это сон упоительный!..

* * *

Вам не нужна моя страсть. Вам нужна эта жилплощадь. Убирайтесь вон! Верните мне мои письма и телеграммы!

* * *

— Где у вас тут больной Лев? — Кто? — Э-э… Лев… Лев Мар-га-ритович!

* * *

Губы такие уже не носят. Это нужно будет что-нибудь подобрать.

* * *

Где бы ни работать, только бы не работать!

* * *

Каждому не вредно знать, что о нем думают на самом деле.

* * *

Какое у вас лицо! Ну, какая грубая работа! А мы из вас сделаем настоящую Никитину.

* * *

Меня уволили из ученых, но не выгоняйте меня из своего сердца.

* * *

Красота — это страшная сила!

* * *

Я думаю, одна из нас им понравилась.

* * *

Как они, значит, работают?! Очень просто. Я все их секреты знаю. Вот так: сел, задумался… — открыл! Понимаете, самое главное — задуматься. Вот так. И полный порядок! Пифагоровы штаны на все стороны равны.

* * *

Я сделала перманент, я покрасилась красным стрептоцитом.

* * *

Открытия, открытия! Они без меня банки консервов не откроют.

* * *

Средняя пухлость, сексапил номер четыре.

* * *

Я возьму с собой «Идиота», чтоб не скучать в троллейбусе.

* * *

Так будет со всяким, кто некультурно обращается с атомной энергией!

* * *

Ничего особенного. Я сошла с ума.

* * *

Я думаю, одна из нас им понравилась.

* * *

Я не могу консультировать в таких условиях!

* * *

Скорая помощь. Помощь скорая. Э… белая горячка, горячка белая. Э… Кто больной? Я больной, Маргарит Львович, пардон, Лев Маргаритыч. Э… Выезжайте моментально.

* * *

С кем она там может разговаривать? Сама с собой. А я с кем сейчас разговариваю? Тоже сама с соб-б-бой. Значит все в порядке? В порядке. Спокойной ночи. Спасибо.

* * *

Больной — это я.

* * *

Опыт — опытом, а в крематорий я всегда успею!

* * *

Я ученых знаю, понимаете, как облупленных!

Алле! Алле! Привратники сказочного королевства, вы меня слышите?

www.rulit.me

Ignatia amara (Игнация) - бобы святого Игнация

Приступообразные  головные  боли,  как  будто  в  голову  «вдалбливают,  вбивают  гвоздь». 

Конгестивная головная боль, следующая за вспышкой гнева или горя, ухудшение от курения или даже от запаха табака; наклоняет голову вперед.

Мигрени. Головная  боль  в результате  перенапряжения,  сильных  запахов.  Боли локальные,  «гвоздь, вбитый  в  голову». 

Иногда  боли  пульсирующего  характера,  могут быть  на уровне  глаз, бровей,  корня  носа.  Схваткообразная боль в области корня носа.

Приступы  обильного  мочеиспускания  во  время  головных  болей.  Спазм  сосудов  головного  мозга. 

Ощущение  сдавливания,  стеснения  в  голове. Стягивающие  боли. Обморочные  состояния  (духота  приводит  к  обмороку).

 

ГОЛОВА  СНАРУЖИ
Болезненность  волосистого  покрова  черепа.

 

ЛИЦО 
Подергивания мышц лица и губ. В покое цвет лица изменяется. Бледность  лица  при  судорогах.

 

ГЛАЗА 
Ослабление зрения со спазмами век и невралгической болью в области глаз. Блефароспазм. Мелькающие зигзаги перед глазами.

 

УШИ 
Звон  в  ушах,  уменьшающийся  от  шума.

 

РОТ
Невралгия  языкоглоточного  нерва.  Боли  провоцируются  жеванием,  глотанием.  Локализуются  обычно  в  области  миндалин,  задней

стенки  глотки  и  уха.  Тризм. Часто прикусывает слизистую внутренней поверхности щек. Рот постоянно полон слюной.

Раздражение кожи вокруг рта.
           •  привкус. Кислый.

 

ЗУБЫ 
Пародонтоз. Склонность  к  судорогам  при  прорезывании  зубов. Зубная боль, ухудшение после кофе и курения.

 

НЕРВНАЯ  СИСТЕМА
Тики. Заикание,  как  следствие  сильного  горя.  Припадки  судорожной  зевоты.  Депрессивные  состояния. 

Проблемы  в  нервной  системе:  пережитое  горе,  неудачная  любовь,  ревность. Невралгия  языкоглоточного  нерва. 

Боли  провоцируются  жеванием,  глотанием.  Локализуются  обычно  в  области  миндалин,  задней стенки  глотки  и  уха.

Усиление  невралгических  болей  вечером. Тетанические  судороги  с  опистотонусом.  Судороги  бледностью  лица. 

Истерия  с  ощущением  клубка  в  горле.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА
Бронхиальная  астма.  Ухудшение  днем  и вечером. Во  время  приступов лицо  бледное.
Спазм голосовой щели. Ощущение  комка  в  области  гортани.

 

КАШЕЛЬ 
Сухой, спастический кашель, приступы кашля быстро следуют один за другим. Кашель во время приступов астмы может сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием.

Рефлекторный кашель. Чем больше кашляет, тем больше усиливается потребность кашлять. 

Глухой спастический кашель, усиливающийся к вечеру, с отхаркиванием слизистой мокроты с последующей болью в трахее.

 

ГОРЛО

Типично  чувство  кома  в  горле,  возникающие  или  усиливающееся  от  волнения.  Комок  хочется  проглотить,  продвинуть. 

Он  ощущается  физически,  внутренний  ком. Часто давится, «истерический» комок в горле. Ощущение  спазма  в  горле.

Боль  в горле  облегчается  проглатыванием  твердой  пищи.  Клубок  в  горле  при  истерии. 

Очень  хорошо  при   тонзиллитах. Миндалины воспаленные, увеличенные, с язвочками небольших размеров.  Фолликулярный тонзиллит.

Боль,  ощущение  чего – то  мешающего в  горле  (комка,  шишки).  Лучше  при  глотании, особенно когда глотает что-нибудь плотное. 

Хуже  между  актами  глотания (колющая боль). Колющая боль распространяется до ушей. 

Набухание,  покраснение  миндалин  с  белым  пробковым  налетом.  Может быть легкое  покалывание. 

Может быть отсутствие  болей,  несмотря  на  объективно  тяжелую  картину.

 

ГРУДЬ
Ощущение  сдавливания,  стеснения  в  груди.  Ощущение  комка  за  грудиной.

 

СЕРДЦЕ  И  КРОВООБРАЩЕНИЕ 
Ангиоспазм.  Вегето – сосудистая  дистония.  Нарушение  сердечного ритма,  пароксизмальная  тахикардия.

Тахикардия  на  фоне  эмоционального  восприятия.  Гипертония.   Сердцебиения. 

Сжимающие  боли  в  области  сердца.  Стягивающие  боли.   Нейровегетативные  кризы в  случаях  душевных  потрясений  и  испуга. 

Характерен  озноб  при  повышении артериального давления   и  ощущение  сильного  напряжения  во  всем  теле  («Вся  сжимаюсь  в  комок». 

Трудно глотать.  Стресс  прошел,  а  давление  плохое.  Потом  очередной  стресс  может  улучшить  состояние – парадокс Ignatia.

 

ЭНДОКРИННАЯ  СИСТЕМА 
Проблемы  щитовидки  (тиреотоксикоз,  зоб,  в  том  числе  узловатый).

 

ЖЕЛУДОК
Ощущение пустоты в желудке; обилие газов, икота. Ощущение слабости в желудке, облегчающееся при глубоком вдохе.

Колика, судорожная боль в желудке усиливаются при малейшем прикосновении.

Типично  чувство  кома  в  желудке,  поджелудочной области,  возникающие  или  усиливающееся  от  волнения. 

Язвенная  болезнь.  Спазм  пищевода.
Кислая отрыжка.

 

РВОТА 
Истерическая рвота. Утренние рвоты  у  дутей, которые  идут  в  детский  сад.

 

АППЕТИТ
Выбирает  пищу.  Любит  изысканную  пищу. Отвращение к обычной пище и наряду с этим желание несъедобных вещей, желание кислого.

Ест  ночью.  Анарексия  невротика  вследствие  психотравмы.
               •  пристрастия.  Злоупотребление наркотиков,  стимуляторов,  спиртного.
               •  отвращения.  Отвращение,  непереносимость  диетической пищи.

 

ЖИВОТ 
Урчание в кишечнике. Ощущение слабости в верхнем  отделе живота. Пульсация в животе. Живот,  как  пресс  у  спортсмена. 

Спастическая  боль  в  кишечнике,  напряженность  брюшной  стенки  у  женщин.  Ощущение  сдавления,  стеснения  в  животе. 

Дискинезии. Колики, сжимающая боль в одной половине или во всем животе.

 

СТУЛ 
Стул отходит с трудом; болезненное сжатие заднего прохода после дефекации. Иногда  дети  задерживают  стул. 

Ректальные  кровотечения  во  время  и  после стула. Понос при испуге.

 

АНУС  И   ПРЯМАЯ  КИШКА
Ощущение  комка  в  анусе.  Зуд и колющая боль в верхнем отделе прямой кишки.

Выпадение  прямой кишки, часто  у  людей  с  хроническими  запорами.

Ректальные  кровотечения  во  время  и   после стула.  Кровотечения и боли; ухудшение во время частого и жидкого стула.

Кровотечения  могут быть связаны  с  перенесенным  накануне  горем  или  были  сильные  переживания, неразделенная  любовь.

Колющая боль в геморроидальных узлах во время кашля. Колющая боль, распространяющаяся от заднего прохода глубоко внутрь прямой кишки. 

Ощущение надавливания острым  инструментом изнутри кнаружи.

 

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА
Приступы  обильного  мочеиспускания  во  время  головных  болей. 

Непроизвольное  мочеиспускание  при  кашле  во  время  приступа  астмы. Энурез.

 

МОЧА 
Часто  выделение  больших  количеств  водянистой  мочи.

 

ЖЕНСКИЕ
Гинекологические  расстройства. Половая холодность у женщин.

 

ГЕНИТАЛИИ 
Опущение,  иногда  выпадение  органов  (влагалища и  др.).  Дисменорея.  Аменорея  после  переживаний. 

Маточные  кровотечения  во  время  и  после  стула.  Кровотечения  могут быть  связаны  с  перенесенным  накануне  горем  или  были 

сильные  переживания, неразделенная  любовь.

Раздражение кожи  вокруг влагалища.

 

МЕНСТРУАЦИЯ 
Менструации с выделением черной крови, преждевременные, профузные или, наоборот, совсем скудные.

Во время менструации появляется сильная вялость, слабость, со спастической болью в желудке и животе.

Хорошо  при  плановом  приеме  во  время  менструации каждый день,  особенно  если   менструация  болезненна.

Подавление менструаций т горя.

 

БЕРЕМЕННОСТЬ. РОДЫ.
Хорошо  в  начале  беременности.  Часто  не  может  забеременеть,  потому  что  ждет  беременность  (очень сильно  спазмируется,  и там  тоже).

 

ПОЗВОНОЧНИК
Боли  в  позвоночнике,  хуже,  когда  руки  «висят».

 

КОНЕЧНОСТИ 
Судорожные  подергивания  в  конечностях. Судорожные подергивания конечностей при засыпании.
          •  Ноги. Боль в ахилловом сухожилии и икрах. Боль в подошвах, вызванная язвой.

 

МОДАЛЬНОСТИ
          •  Хуже.  Волнение. Кофе. Холод. Открытый воздух. От наружного тепла. Вечер. Утро. От попыток утешения. Прикосновение. Запах. Табак и его дым. Алкоголь. Свет. Шум. После еды. 
          •  Лучше.  Тепло.  Покой.  При  согревании.  Одиночество. После  мочеиспускания. Во время еды. От перемены положения тела.

 

gomos.org

«Молю вас, да не безвременною любовию меня удержите…»? / Православие.Ru

Вопрос:

Доброго дня! Прочитав книгу «Пасха Красная» (которая меня потрясла до глубины души, и душа устремилась к Богу), я не до конца поняла одну цитату, которую иеромонах Василий выписал себе в дневник: «Молю вас, да не безвременною любовию меня удержите, оставите мя снедь быти зверем, имиже к Богу достигнути возмогу. Пшеница Божия есмь, зубами зверей да сломлен буду, яко да чист хлеб Богу обрящуся». Как эти слова понимать и откуда они?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Дорогая Варвара! Христос Воскресе! Приведенные в Вашем письме слова – цитата на церковно-славянском языке из Послания к римлянам священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского (68–107 гг.). Святитель Иоанн Златоуст называет святого Игнатия «общником апостолов и в речах, и в том, что неизреченно» (42-я беседа. О святом Игнатии).

После успешной войны со скифами (106 г.) царь Траян воздвиг гонения на христиан. Узнав, что св. Игнатий отказался поклоняться идолам, царь, прибыв по пути на войну с армянами и парфянами в Антиохию, потребовал его к себе. Святитель бесстрашно исповедал Иисуса Христа:

– Если ты отдашь меня на съедение зверям, или распнешь меня на кресте, или предашь мечу или огню, то я все-таки никогда не принесу жертвы бесам. Не боюсь я смерти и не ищу временных благ, но желаю одних вечных и всячески стремлюсь только к тому, чтобы прийти ко Христу Богу моему, благоизволившему умереть за меня.

Святого Игнатия отвели в темницу. Когда ему объявили приговор, он принес благодарение Богу. В оковах его повезли в Рим. Конвой состоял из десяти очень жестоких воинов, но истинный ученик Христов спокойно переносил их обращение. Об этом он писал в Послании к римским христианам: «На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днем я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть с отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее. Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь (1 Кор. 4: 4). О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтобы они с жадностию бросились на меня. Я заманю их, чтоб они тотчас же пожрали меня, а не так, как они некоторых побоялись и не тронули. Если же добровольно не захотят – я их принужу. Простите мне, я знаю, что мне полезно. Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, – только бы достигнуть мне Христа» (гл. V).

Святой Игнатий опасался, чтобы римские христиане не начали ходатайство об отмене царского повеления о его казни. Поэтому он так настойчиво просит в Послании к ним: «Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым <…>. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет, чего желаю, и окажет сочувствие мне, видя, что занимает меня. Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремленное к Богу. Пусть же никто из вас, там находящихся, не помогает ему. Лучше будьте моими, то есть Божьими. Не будьте такими, которые призывают Иисуса Христа, а любят мир. Зависть да не обитает в вас. И если бы даже лично стал я просить вас о другом, не слушайте меня: верьте больше тому, о чем пишу вам теперь. Живой пишу вам, горя желанием умереть. Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая (см.: Ин. 4: 10), говорящая во мне, взывает мне изнутри: “Иди к Отцу”. Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная» (гл. IV, VI, VII). Священномученик Игнатий Богоносец был растерзан львами в 107 году на арене Колизея.

Святитель Игнатий был по происхождению сириец. Его первоначальное имя – Нуроно («огненный»). Латинское имя Игнатий означает то же самое – «огненный» (от лат. ignis – огонь). В продолжение сорокалетнего правления Антиохийской Церковью он был, по словам св. Иоанна Златоуста, образцом добродетелей. Рассказ о мученическом подвиге святого Игнатия в подробностях сохранился в записках, составленных очевидцами – спутниками, сопровождавшими его из Антиохии в Рим. По общепринятому мнению, это были диаконы Филон и Агафонид, о которых святой Игнатий Богоносец упоминает в посланиях к смирнянам и филадельфийцам.

13 мая 2008 г.

pravoslavie.ru

О пьянстве и трезвении - прот. Евгений Пейков

Не является ли полный отказ от спиртного чем-то противоречащим православному вероучению и традициям? Апостольские правила утверждают, что гнушаться вином тяжкий грех.

Действительно в церковных канонах есть правила, осуждающие гнушающихся вином. 51 апостольское правило гласит – «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин»[2]. О том же говориться в 53 апостольском правиле. Отметим, что эти правила были названы соборами «апостольскими», (упоминание о них есть в постановлениях 1 и 3 вселенских соборов) вследствие их важности, древности и единомыслия с новозаветными посланиями апостолов.

По мнению православных исследователей [3] их происхождение относится ко времени расцвета ереси гностиков во втором-третьем веках и были составлены с целью оградить Церковь от лжеучений. (Гностики, от греч. «знание» считали себя хранителями древних тайных знаний, закрытых для профанов). Гностические секты того времени были весьма разнообразны и воевали между собой не менее ожесточенно чем с православным христианством. В условиях этого постоянного противоборства для оправдания своих доктрин гностики не гнушались самыми грязными методами, подделывая тексты и выдавая свои сочинения за труды древних, авторитетных авторов. Так появились апокрифы, в т.ч нашумевшее в недавнее время «Евангелие от Иуды» и многие другие.

Одной из общих черт гностических учений является заимствованная из философии Платона и доведенная до крайности мысль о материи и теле человека как о безусловном зле и темнице духа. По этой причине Гностики отрицали факт Боговоплощения, Воскресения Христова и ожидаемого нами всеобщего воскресения. Материальный мир они презирали как творение злого низшего божества, «демиурга» и из этого учения делали различные нравственные выводы. Были такие, что свое презрение к плоти выражали крайней распущенностью в плотских услаждениях, но большинство придерживались строгого аскетизма, голодали, считали невозможным для себя вступление в брак, так как это, по их мнению, порождает новые тела, а значит умножается зло в мире. Такое воздержание сопровождалось лицемерной гордостью и презрением к людям, живущим в браке, питающихся мясом и употребляющим вино.

Постепенно это отношение начало проникать и в среду православных, желающих хранить девство, пост и трезвение не из христианских соображений, а из гнушения, презрения ко всему материальному. Чтобы предупредить это зло, Апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, т.е. как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех, делающих это по еретическим побуждениям, и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать прежде всего на евангельское учение, если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из церкви, как последователя еретического учения о воздержании. Но тем, кто по христианскому побуждению, ради упражнения в добродетели, воздерживается всегда от мяса и вина, это правило, как и 51-е Ап. правило, предоставляет полную свободу.

О том же говориться в правилах Анкирского (314 г.) и Гангрского соборов (прим. 341 г.) Последний из которых был созван против некоего Евстафия который со своими единомышленниками, «возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога. Поверив им, как мужья, так и жены, одни изгоняли своих жен, а другие, оставляя своих мужей, хотели жить целомудренно; потом, не вынося безбрачной жизни, впадали в прелюбодеяние. Последователи Евстафия учили и другому вопреки церковному преданию и обычаю, и присваивали себе церковные плодоприношения, и жены у них одевались в мужские одежды и стригли волосы. Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в церкви, отвергали и ели, гнушаясь мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали, как нечистые, те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно, и иное многое заповедовали в учили» [4]

Рассмотренные нами правила и определения в наши дни справедливо могут быть отнесены к последователям учений Л.Н. Толстого, Порфирия Иванова и многих других т.н. «трезвенников», а не к трезвенникам православным, воздерживающимся от вина из соображений духовных, педагогических, социальных, из опасения произвести соблазн для немощных. Такое воздержание похваляет и апостол Павел «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» (Рим. 14:21)

В то же время у апостола Павла мы читаем «Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5:23).

Много раз слышал, как этими словами священного писания оправдываются пьющие не только «немного» и не только «вина». Если посмотреть беспристрастным к вину взглядом, из этой цитаты видно, что ап. Тимофей совсем не употреблял вино, в том числе и в праздники, что не вызывало замечаний со стороны апостола Павла. Поводом к рекомендации стали болезни одолевшие подвижника, возможно вследствие чрезмерно строгих постов и подвигов. Поэтому нам, прежде чем оправдываться этими словами, следовало бы уподобиться святому Тимофею в трудах, посте и подвигах. Применение вина для лечения болезней желудка в наше время вряд ли оправдано, во-первых потому, что медицина изобрела много гораздо более полезных и менее рискованных лекарств, во-вторых, потому, что современные алкогольные изделия очень отличаются по своему химическому составу и процентному содержанию спирта от тех, что пили древние. То вино, которое советовал апостол Павел было очень близким по составу к натуральному виноградному соку и употреблялось в разбавленном водой виде. Состояние христианского общества тоже отличалось от сегодняшнего, в нем не было столько людей, испытывающих болезненную страсть к вину. Для людей, борющихся с этой страстью даже небольшое количество вина будет невыносимым мучением, которое, скорее всего приведет к новому витку алкогольной зависимости.

Об этом красноречиво говорит случай из жизни человека, обретшего в православии избавление от недуга пьянства («Исповедь русского алкоголика», опубликована в газете «Православный Санкт-Петербург» за июль 2003 г).
«Приехав домой, в Питер, с радостной мыслью, что алкоголизм побежден и вина я не выпью больше ни грамма, я продолжил свой путь в Православие. Впереди была ясная цель познания правды Божией, но мой путь омрачило происшествие. Ко мне в гости пришли православные друзья, чтобы отметить окончание поста и светлый праздник Пасхи, начало сплошной седмицы. Пришли они с вином.
Помолились, освятили стол. На мой отказ от вина все гневно стали осуждать меня, говоря, чти зло не в вине, а в неумеренном его употреблении. Я согласился с ними и выпил. После их ухода желание выпить еще и еще меня уже не покидало, став, наконец, нестерпимым. Ни страх Божий, ни мысли о недопустимости пьянки не смогли удержать меня. И все покатилось по старому руслу. Постоянно убеждал себя, что вино благословлено Богом и зла в нем нет, а зло во мне, зло, которое я должен победить. Неумеренное желание победить себя приводило к очередным срывам, и в итоге – привело к полной потере здоровья и инвалидности.»

По милости Божией, этот человек смог вновь победить страсть и вернуться к трезвости. Но сколько людей погибает, так и не раскаявшись и не услышав евангельской вести по причине соблазна, посеянного в их немощных душах нашим «праздничным» и повседневным винопитием.

Но ведь в церковных календарях написано, что вино в праздники разрешено, и святые писали, что не вино виновно, а пьянство? (свт. Иоанн Златоуст)

Часто преступники, оправдываясь, говорят: Я не виноват, пьяный был, обвиняя не себя, а выпивку. И это не принимается, а наоборот отягчает приговор.

Действительно, гнездится грех не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15:19,20). Так и в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено безверием, отсутствием страха Божия, нечестием, невоздержанием, распущенностью, расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую совсем душу. Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям. Не зря Св. Писание сравнивает его со змеем и решает проблему пьянства рекомендацией даже не смотреть на вино, а не только не пить его «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:32).

Но и среди святых было множество людей, не считающих зазорным изредка употребить немного вина и разрешить это ученикам?

Верно, но были и те, которые для себя и своих чад этого не допускали. В жизни и учении святых часто мы наблюдаем довольно разнообразные подходы к одним и тем же проблемам. В зависимости от обстоятельств, времени, индивидуальных качеств приходящих, на одни те же вопросы давались различные ответы. Наша задача понять, какие же из святоотеческих наставлений больше подходят к нашему времени и народу. В Вопросе винопития нашим людям лучше обратиться за наставлением и примером не к древним византийцам, перед которыми проблема массового алкоголизма и алкогольной деградации народа не стояла, а к русским святым относительно недавнего времени, которые замечали тревожные признаки в миру и монастырях и высказывали своем мнение по этому поводу. Приведем несколько цитат их творений и житий:

«…Хорошо не пить вино, особенно вам, юнейшие, потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей, для чего нам вводить в себя ещё и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина. Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению.
Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…» (Прп. Феодор Студит) [5]

«И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина … По этой причине все ухмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани.

Побеждённый ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретённое многими и долговременными трудами теряется в несколько часов , в несколько минут.

Монах отнюдь не должен употреблять вина, – сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить своё девство и целомудрие. Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью… Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки». (Свт. Игнатий Брянчанинов) [6]

«Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьёшь водку? – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьёшь ещё для веселья увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс. 103:15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? – Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою» [7]

Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им как чем-то маловажным. Жажда божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)[8]

«Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест да и братии учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).[9]

Что винопитие прекращено, прекрасно… Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело! (Свт. Феофан Затворник) [10]

Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика Серафима Чичагова, «кушать не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина – чтобы и запаха его у меня в обители не было!» [11]

Этому примеру следуют многие обители и в наше время.

Но в наше время тоже есть духовники, благословляющие своих чад выпить за праздничным столом маленькую рюмочку вина? Не противоречит ли это написанному выше?

Не противоречит. Духоносные старцы знали точно, что полезно, а что нет их духовным чадам, поэтому иногда благословляли, видя, что это не повредит. Мы же не знаем, как вино подействует на нас и на сидящих с нами за столом. Сможем ли мы смотреть в глаза человеку которому наливали вино, если мы узнаем, что он потом стал алкоголиком, его жизнь разрушилась из-за пьянства? Можем ли мы сами считать себя застрахованными от впадения в пагубное пристрастие? Каждый алкоголик вначале своего падения думал, что алкоголиком никогда не станет

Что же делать, если человек решил жить трезво, а священник благословляет выпить вина?

Преподобный Иоанн Лествичник в 14 ступени Лествицы описывает эту ситуацию, объясняя как поступать в подобных случаях.

«Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимания на их благословение; а особенно когда мы еще боремся с огнем плотской похоти.» (12)

Литература:

  1. Библия
  2. «Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа далматино-Истрийского» СПБ 1911
  3. Стратилатов И.А. «Древность и важность апостольских правил» СПБ 1996
  4. Павел Флоренский «Столп и утверждение истины»
  5. Прп. Феодор Студит. «Добротолюбие». Т.4
  6. Свт. Игнатий Брянчанинов т.1 «Аскетические опыты»
  7. Св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Дневник» т.4
  8. Св. Иоанн Кронштадтский. Цит. по : «Спутник христианина». М.1993
  9. «Житие преподобного отца нашего Иринарха затворника Ростовского Борисоглебского монастыря»
  10. Святитель Феофан Затворник. «Наставления в духовной жизни».
  11. Сщмч. Митрополит Серафим (Чичагов). «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» 1903
  12. Лествица.
  13. Александр Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви».

Полностью это интервью опубликовано в журнале
«Живой Родник», январь 2008 года.

azbyka.ru


Смотрите также