все о орехах

Орех святого игнатия что это


Бобы святого Игнация | Рефлексотерапия

БОБЫ СВЯТОГО ИГНАЦИЯ

Игнация — одно из самых популярных и любимых гомеопатами всех времен и широт лекарство. Исходным сырьем для его приготовления служат высушенные семена (бобы Игнация) тропического растения — Strichnos ignatii Berg, семейства логаниевых — Loganiaceae.

Бобы святого Игнация — это название растения, принятое в англоязычных странах, по-русски растение зовется игнацией, а в нескольких русских гомеопатических книгах оно названо горьким грудошником.

Это небольшое дерево с широкоовальными блестящими листьями, с плодами, напоминающими мандарины серовато-желтого цвета. В плодах, а особенно в семенах, в самом деле напоминающих бобы, много алкалоидов — до 3%, в основном стрихнина — страшного яда. А носит такое мирное название!

Бобами святого Игнация растение наречено миссионером патером Камелли в честь основателя ордена иезуитов Игнатия (или Игнация) Лойолы. Туземное название растения — игазуд. Отчет Камелли, привезенный в Европу, говорил о том, что ему были известны как токсические, так и лечебные действия игнации. В конце XVII в. игнацию стали применять как противолихорадочное и укрепляющее желудок средства. В диссертации Штейна, датированной 1797 г., показания к ее применению были шире, хотя наряду с этим автор указывал, что в неопытной руке средство может уподобиться мечу в безумной деснице.

Растение, кроме стрихнина, содержит диаболин. Оба алкалоида использовали для приготовления знаменитого стрельного яда кураре, поставленного ныне также на службу медицине.

Мы знаем, как сильно и глубоко могут изменить человека острые или постоянные волнения. Под их влиянием возникают самые разные соматические и психические заболевания, причем вредный фактор обычно обрушивается на самую слабую, «хромающую» систему человека. Психическая травма так же тяжела, чревата серьезными последствиями для здоровья, как и физическая.

Клопогон

Игнацию прописывают при самых разных заболеваниях в том случае, если причина их возникновения — психическая травма, особенно связанная с жизненными неудачами, задевающими самолюбие. Это может быть неудачная любовь и ревность, болезни и потеря близких, комплекс неполноценности, связанный с уродующей физической травмой, и т. д. Она подходит лицам интравертированным, скрывающим глубину, а иногда и сам факт переживания. Такие люди более всего страдают от душевных ран, недаром же говорят, что высказанное горе — половина горя. Это люди, способные на взрывы гнева и даже на истерику, но раздражение как бы накапливается у них, прежде чем выплеснуться наружу. Так же, как и цимицифуга, игнация больше подходит женщинам и детям.

Любой врач-гомеопат имеет на своем счету излеченные игнацией случаи зоба с явлениями тиреотоксикоза, диэнцефальной патологии, заикания, потери голоса, кожного зуда, различного рода ангиоспазмов, заболеваний печени и желудочно-кишечного тракта.

Выяснение причины заболевания или обстоятельств, обостряющих его, как уже говорилось,— важный момент в работе врача-гомеопата, так как он иногда способствует укорочению пути поиска действенного лекарства. Конечно, в большинстве случаев одна причина не определяет выбор лекарства, но помогает в лекарственной дифференциальной диагностике. Часто причина не лежит на поверхности, до нее надо докопаться, расшифровать случай. Для игнации важные симптомы — сжимающий характер болей, мышечные судороги и вообще склонность к разного рода спазмам — ларинго- и бронхо-спазмам гортани, глотки, пищевода, кишечника, описываемые пациентами как ощущение кома в соответствующих местах.

Один из моих удачных случаев лечения игнацией носил, я бы сказала, даже экзотический характер. Пациент — участник Великой Отечественной войны, имевший несколько ранений и контузий. После очередной контузии у него при смехе стали возникать сильные сжимающие боли в затылке. Лечение у невропатолога эффекта не оказывало, и в то время, когда я начала пользовать его игнацией, он ничем не лечился. Это было через двадцать лет после контузии. О результатах лечения я узнала случайно с запозданием более чем в десять лет. Игнация оказала положительное действие очень быстро, полностью избавив больного от нелепого и мучительного состояния.

У пациента доминировало сообщение о физической травме, однако я рассудила вот как: само болезненное явление, возникшее вследствие контузии, очень его травмировало длительное время, преобладая над всем: ведь очень тягостно не иметь возможности смеяться. Тип больного и сжимающий характер головной боли, также говорившие об «игнацийности» случая, определили правильный выбор.

Другого пациента, страдавшего крапивницей, мне удалось вылечить только после того, как я выяснила, что впервые она у него появилась после острого душевного волнения. Все той же игнацией, которая отнюдь не числится среди гомеопатических антиаллергических средств.

«Вот я не могу как-то легко поделиться своим горем с кем-то, оно стоит у меня комом за грудиной. Я и свой родной город, где все улицы исплакала, оставила из-за этого». Так звучала одна из исповедей в моем рабочем кабинете. Многих людей такого характера смогла бы поддержать игнация в их страданиях — помочь не забыться, а воспрянуть духом. Пожалуй, игнацию, как и цимицифугу, можно отнести к гомеопатическим нервным адаптогенам.

refl.info

Гомеопатический препарат Игнация (Ignatia Amara): показания к применению

Ignatia amara, или, коротко, игнация, представляет собой растение семейства логаниевых: массивный вьющийся кустарник, произрастающий в основном на Филиппинах. Плоды кустарника могут иметь сферическую или яйцевидную форму. Их диаметр достигает 4 дюймов. Под гладкой, ломкой скорлупой плода находится порядка 20-30 семян. Название растения по легенде происходит от иезуитов, которые именовали плоды бобами святого Игнатия, в честь многочисленных заслуг этого человека. Несмотря на то, что игнация в химическом, а также в ботаническом плане похожа на Nux vomica, эти растения заметно отличаются в гомеопатическом применении.

Препарат готовится из семян плодов игнации.

Впервые игнация была введена в гомеопатию Ганеманом в 1805 году.

Как игнация действует на организм больного

По своему воздействию на организм игнация относится к веществам, изменяющим рефлекторное функционирование спинного мозга, что происходит за счет содержащихся в семенах алкалоидов стрихнина и бруцина. В процессе отравления появляется высокая чувствительность к незначительным раздражителям (легкое прикосновение, слабый ветерок), переходящая в тонические спазмы. Меняются спинномозговые рефлексы, происходит судорожное сокращение мышц. Смерть происходит в результате паралича диафрагмы, а также абсолютной невозможности выполнять естественные дыхательные движения.

Показания к применению игнации

Гомеопатическое лекарство игнация рекомендуется к применению при проявлении различных симптомов: истерии, странного появления комка в горле, а также при сильной головной боли, наступающей вследствие нервного переутомления, испытанного горя, сильных запахов. Боль пульсирующая, появляется в глазах, в области переносицы или темени. Приступы заканчиваются сильным мочеиспусканием или рвотой. Также отмечается легкое головокружение, которому сопутствует сноп искр перед глазами. Также гомеопаты рекомендуют принимать игнацию при судорожных спазмах у детей и слабых женщин, имеющих побледневшее лицо. Невралгия лицевых, затылочных и седалищных нервов, ярко выраженная утром и днем – еще один симптом для применения игнации. Бронхиальная астма, дополненная сухим, спастическим кашлем, доходящим до рвоты, потливость, стреляющие боли в области сердца, гипертония, энурез – все это является причинами, заставляющими врача гомеопата прописывать именно игнацию.

Кому предназначена игнация

Конституциональный тип игнации – это женщины, имеющие карие глаза, брюнетки, девушки с астеническим телосложением, склонные к истерикам, бурным эмоциям и резким перепадам настроения. Основные болезненные симптомы развиваются после сильных психоэмоциональных стрессов, переживаний, тщательно завуалированных от окружающих. Если человек плохо переносит табачный дым, резкие запахи, предпочитает пряную пищу, чувствует комок в горле, то в таком случае гомеопатия в виде игнации является подходящим средством.

Дозы применения игнации

Препарат применяется в гомеопатии в различных разведениях, начиная от 3х и заканчивая 30.

Об авторе

Лайма Янсонс

 

www.gomeo-patiya.ru

Священномученик Игна́тий Богоносец, Антиохийский, епископ

Кондак 1

Избранный страстотерпче и избранниче Христов, святителю Игнатие, похвальная приносим ти пения. Ты же, предстояй со ангелы у Престола Всевышняго, не престай молитися о нас, усердно вопиюших ти: Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Икос 1

Ангелом уподобился еси, егда Господь, прием тя на Свои пречистыя руце, постави тя посреде ученик Своих, и возложь руку Свою на твою главу, рече им: «Аще не обратитеся и будите яко дети, не внидите в Царствие Божие». Сего ради, преклоньше колена, вопием ти:

Радуйся, Богом носимый.

Радуйся, яко Бога выну в сердце своем имел еси.

Радуйся, рабе благий и верный.

Радуйся, мужу желаний.

Радуйся, яко от юности Христа всем сердцем возлюбил еси.

Радуйся, яко всецело Ему предался еси.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 2

Видяще благочестное житие святаго Иоанна Богослова, учителя твоего, желанием возжелал еси вкупе с ним послужити Господу, проповедуя святое Евангелие людем, седящим во тьме и сени смертней, и научая их пети Единому истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев духом, яко ангели на небеси славят Бога во Святей Троице, Творца неба и земли, друг ко другу взывающе: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, ты и в земной Церкви уставил еси такожде пети. Сего ради, со умилением взываем ти:

Радуйся, Церкви Божией столпе и утверждение.

Радуйся, светильниче православия.

Радуйся, яко был еси епископом Церкви, идеже первее имя христиан наречеся.

Радуйся, яко от апостолов первоверховных рукоположение прияти сподобился еси.

Радуйся, яко удостоился еси зрети святыя Ангелы, славящия Бога.

Радуйся, яко ныне и сам со Ангелы славиши Господа.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепи тя, святый Игнатие, егда представ Траяну, не убоялся еси прещения царева, но мужественно исповедал еси Христа Бога быти истинна, и нечестие языческое посрамил еси, верныя же научил еси Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 3

Имея благодать от Господа просвещати люди Божия, ты наставлял еси я к разуму Божественному словом, паче же житием, образ быв любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Сего ради воспеваем ти:

Радуйся, яко имя Божие пронесл еси пред цари и языки.

Радуйся, яко добре упасл еси паству твою.

Радуйся, смирением стяжавый высокая.

Радуйся, нищетою приобретый богатая.

Радуйся, апостольских преданий хранителю.

Радуйся, Церкви Божией верный страже и мудрый строителю.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 4

Бурю злобы имея в сердце своем Траян, призвав тя, с гневом вопроси: «Ты ли еси Богоносец? Почто люди моя развращаеши?» Ты же отвещал еси: «Аз есмь Богоносец, но люди твоя не развращаю, а спасаю». Кто не ублажит сие твое исповедание веры? Мы же, величающе тя, Богу воспеваем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше людие вернии твое исповедание, славяху Бога, Траян же, скрежеща зубы своими, паки вопроси тя: «Почто зовешися Богоносец?» Ты же рекл еси: «Яко Бога моего в сердце своем ношу». Сего ради воспеваем тя сице:

Радуйся, верный воине Царя Небеснаго.

Радуйся, поборниче веры непобедимый.

Радуйся, пастырю добрый.

Радуйся, молитвенниче о душах наших.

Радуйся, яко Божественным Духом просвещен, свирепство мучителя пастырским дерзновением посрамил еси.

Радуйся, яко наставляя стадо Христово, многих светом Богоразумия просветил еси.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 5

Вся красная мира в уметы вменяя, да Христа приобрящеши, «Кто ны разлучит от любве Божия», — вопиял еси, Игнатие, — «Сладка мне скорбь, любезны узы за Желаемаго, гонения ми сладша паче отечества, болезни — паче здравия телеснаго». Мы же, славную память твою чтуще, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя тя исповедника веры Христовы непобедима, осуди тя безбожный Траян на смерть: ты же, радуяся, возопил еси: «Сладка мне смерть, мне еже жити — Христос, и еже умрети — приобретение есть: к Нему иду, Того люблю, Того получити надеюся». Сего ради ублажаем тя, святый Игнатие, сице:

Радуйся, желание имевый разрешитися и со Христом быти.

Радуйся, жертва Богу чиста.

Радуйся, подражателю Христовых страстей.

Радуйся, яко Христови сораспялся еси.

Радуйся, яко кровь за Христа излиял еси.

Радуйся, яко кровию своею святительскую одежду украсил еси.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 6

Проповедник терпения, Богоносный Игнатие, явился еси, егда с радостию услышал еси осуждение свое на растерзание лютыми зверьми. Ублажая твое твердое и неустрашимое исповедание веры, и дивяшеся велией благодати, в тебе пребывающей, поем Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко солнце, угодниче Божий, красотою души твоея, егда воины возлагаху на тя узы, ты же, яко ризу спасения и одежду веселия приял еси сие новое мучение, и на страдание в Рим, аки на брачный пир шествовал еси. Сего ради воспеваем ти:

Радуйся, Церкви Антиохийския славо.

Радуйся, Богомудрых отцев красото и удобрение.

Радуйся, цевнице Духа Святаго.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, яко гордость Траянову низложил еси.

Радуйся, яко диавола посрамил еси.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 7

Хотя, святителю Христов, изыти от Антиохи, прилежно молил еси Господа не оставити паствы твоея. Людие же плакаху и рыдаху, зряще тя на смерть ведома; ты же, благословляя их, воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивный во святых Бог утеши тя, святый Игнатие, егда на пути в Рим, ведома тя десятию воинами, срете вы в Смирне святый Поликарп, муж праведный. Ты же, беседуя с ним, радовался еси о Бозе спасе твоем. Сего ради ублажаем тя:

Радуйся, яко веру во Христа сохранил еси.

Радуйся, яко надежду несумненну имел еси.

Радуйся, яко имя Христово во всей вселенней прославил еси.

Радуйся, яко уготовася тебе венец правды.

Радуйся, верный служителю Господень.

Радуйся, светильниче Божий, горяй и светяй.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 8

Странно и чудно бе шествие твое в Рим на место мучения: воини яко преступника ведяху тя, людие же Божии со епископы и пресвитеры яко ангела Божия сретаху тя, и, сладостно послушая словес твоих, воспеваху Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Желание имый разрешитися и со Христом быти, ты, шествуя в Рим на страдания, радостно воспевал еси: «Пшеница Божия есмь: да буду зубы зверей сотрен и чист хлеб Богу явлюся». Сего ради дивящеся терпению твоему и славяще Божие о тебе смотрение, воспеваем сице:

Радуйся, образе мужества и терпения.

Радуйся, непоколебимое правило веры и благочестия.

Радуйся, непобедимый исповедниче Христов.

Радуйся, яко не убоялся еси ни огня, ни меча, ниже зубов рыкающих львов.

Радуйся, яко терпением своим ангелов Божиих возвеселил еси.

Радуйся, яко мужеством своим имя христиан прославил еси.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 9

Всего себя предав Богу, ты страшился еси, да не терпящии зрети твоих страданий воспретят тебе восприяти их. Сего ради писанием умолял еси: «О, возлюбленнии! Помозите ми сораспястися Христу, пострадати и умрети за него, да и царствую, и живу с Ним во веки, воспевая Богу: Аллилуиа.»

Икос 9

Вития многовещанныя не могут по достоянию воспети твоя страдания: сего ради и нам удобее любити молчание, но побеждаеми любовию твоею, от избытка сердца вопием ти:

Радуйся, яко многих ко Христу привел еси.

Радуйся, яко писаниями своими путь ко спасению уяснил еси.

Радуйся, яко жаждущия спасения напоил еси благочестия водами.

Радуйся, яко душевными очима ослепленных светом Богоразумия просветил еси.

Радуйся, яко грехом разслабленных воздвигл еси на путь спасения.

Радуйся, яко скорбящия и плачущия утешил еси.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, ты, святый Игнатие, пламенел еси серафимскою любовию к Богу: «О, братия!», — молил еси христианы, — «желайте мне смерти: она приведет мя ко Христу: звери мне радостни, огнь — роса мне, тщуся умрети, да живу со Христом». Темже вселился еси в небесныя обители, идеже со Ангелы Богу воспеваеши: Аллилуиа.

Икос 10

Царь Небесный, Утешитель Благий, Дух истины постави тя пасти Церковь Христову, право правити слово истины, верныя люди поучати, противящияся обличати. Сего ради зовем ти:

Радуйся, учителю благочестия.

Радуйся, обличителю нечестия.

Радуйся, душу свою положивый за овцы своя.

Радуйся, стяжавый венец мученичества.

Радуйся, непрестанно в жизни моливыйся за христианы.

Радуйся, и по смерти за ны моляйся.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 11

Воспевая Господа и непрестанно моляся Ему, ты, святый Игнатие, поучал еси и вверенныя тебе люди творити такожде: «Молитеся непрестанно, кротость ваша да будет известна всем. В братолюбии пребывайте, да не будут в вас распри. Подражайте за ны Распятому, веруйте в Него, Он есть живот вечный: веруяй в него, аще и умрет — оживет». Мы же, прославляя Бога, даровавшаго нам таковаго наставника, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Яко солнце доблестно обтекл еси землю от восток до запад, и зашед незаходимо от земли ко Христу, просвещая мир своим учением. Сего ради взываем ти:

Радуйся, угодниче Христов.

Радуйся, мучениче и пастырю.

Радуйся, скорый в бедах помощниче.

Радуйся, гонимых за правду защитниче.

Радуйся, немощных врачу.

Радуйся, покров и заступление притекающих к тебе с верою.

Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче.

Кондак 12

Благодать велию и богатую милость приял еси от Христа Бога нашего молитися за всех, с верою призывающих тя. Темже молим тя: помози нам предстательством твоим у Господа сохранити в сердце своем веру несумненну, упование непреложно, любовь к Богу и ближнему нелицемерну, подвигом добрым подвизатися, воспевая Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя, почитаем страдания твоя, восхваляем мужество твое, ублажаем святую кончину твою, и прилежно мо

azbyka.ru

Игнатий — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 января 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 января 2020; проверки требует 1 правка.
Игнатий
Ignatius
Происхождение латинское
Отчество
  • Игнатиевич
  • Игнатиевна
Другие формы Игнат
Производ. формы Игнатка; Игнаха; Игнаша; Игоня; Игоша[1]
Иноязычные аналоги
  • арм. Игнатос (Իգնատոս)
  • белор. Ігнат
  • греч. Игнатиос (Ιγνάτιος)
  • исп. Игнасио; форма: Начо (Ignacio, Iñacio; Nacho)
  • итал. Иньяцио (Ignazio)
  • лат. Игнациус (Ignatius)
  • лит. Игнациюс; формы: Игнотас, Игнацас, Игнас, Игнюс (Ignacijus; Ignotas, Ignacas, Ignas, Ignius)
  • нем. Игнац (Ignaz)
  • польск. Игнаций, Игнацы (Ignacy)
  • порт. Инасиу (Inácio, Ignácio)
  • укр. Гнат
  • фр. Иньяс (Ignace)
  • чеш. Игнац (Ignác)
  • яп. Игунатиосу (イグナティオス)
Связанные статьи

Игна́тий (возможно от лат. ignis «огонь»), обрусевшая форма — Игнат, польский вариант — Игнаций, литовский — Игнас (популярная производная форма), немецкий — Игнац, итальянский — Иньяцио, испанский — Игнасио.

Некоторые известные обладатели этого имени:

русские
прочие
  • Православные (даты даны по григорианскому календарю)[3]: 2 января, 10 января, 10 февраля, 11 февраля, 5 марта, 13 мая, 14 мая, 28 мая, 1 июня, 5 июня, 10 июня, 20 июня, 23 июня, 28 июня, 8 августа, 3 сентября, 10 сентября, 12 сентября, 28 сентября, 10 октября, 27 октября, 5 ноября, 2 декабря, 20 декабря
  • Католические: 11 мая, 31 июля, 17 октября, 23 октября

ru.wikipedia.org

священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (I – нач. II в.)

О жизни Игнатия известно немногое. Существует предание, что именно он был тем младенцем, которого Христос взял на руки и благословил (Мф.18:2–5). Но большинство исследователей считает это вымыслом.

Некоторые полагают, что он был сирийцем, на основании стиля языка его посланий. Очевидно, что он был одним из первых христианских авторов, нееврейского происхождения, или, по крайней мере, не включенного в культуру иудейской религии. Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, он был арестован в Антиохии во время правления Траяна и отправлен в Рим на казнь. За время пути он написал семь посланий церковным общинам, через которых пролегал его путь (Ефеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии, Смирны и Рима), а так же одно послание Поликарпу Смирнскому. Достигнув Рима, он был брошен на растерзание львам 20 декабря 107 года.

Тропарь святителю Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, глас 4

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодохновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Игнатие. / Моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, глас 4

Апостольских нравов подражателю / и престола их снаследниче, / архиереев удобрение / и мучеников славо, богодухновенне, / на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради / и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси, / священномучениче Игнатие, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителю Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, глас 3

Светлых подвиг твоих светоносный день / предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго: Сего бо жаждая от любве насладитися, / потщался еси от зверей снеден быти, / сего ради и Богоносец нареклся еси, // Игнатие всемудре.

azbyka.ru

ИГНАЦИЯ, IGNATIA — ЧИЛИБУХА ГОРЬКАЯ. Практическая гомеопатия

ИГНАЦИЯ, IGNATIA — ЧИЛИБУХА ГОРЬКАЯ

Избирательное действие. На центральную нервную систему. Основное средство кортико-диэнцефальной регуляции, ведущее средство лечения психосоматических расстройств.

Основные симптомы. Разнообразные жалобы невротического характера («ком» в горле, сердцебиения, невротическая одышка, головные боли типа «вбитого гвоздя»), парадоксальные жалобы: боли в горле, уменьшающиеся при глотании, непереносимость почти любой пищи или боли в животе и тошнота после щадящей пищи и, напротив, хорошая переносимость грубой пищи, чувство голода сразу после еды и т. д. Все симптомы (понос, кашель, зевота, икота и т. д.), возникающие под действием эмоций и связанные с ними. Частая смена настроения и вообще крайнее непостоянство всех симптомов.

Модальности. Ухудшение: отрицательные эмоции, холод, резкие запахи, табак, кофе, алкоголь.

Улучшение: тепло, прогулка.

Наиболее восприимчивый тип: женщина, темноволосая, астеничная, замкнутая, не нуждающаяся в утешении, часто с психической травмой в недалеком прошлом (невротическая депрессия).

Дополняющие: натриум муриатикум.

Последующие: арсеникум альбум, белладонна, калькарея карбоника, хина коккулюс, ликоподиум, пульсатилла, рус токсикодендрон, сепия, силицея, сульфур.

Деления: 6, 12, 30.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Древо

Сщмч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
Игнатий Богоносец (+ 107), архиепископ Антиохийский, священномученик

Память 20 декабря, 29 января (перенесение мощей в Антиохию в 108 и 438 годах)

Родом из Сирии, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-и.

Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребёнком, Спаситель обнял его и сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился.

Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения. В особом виде́нии он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось во всей ранней Церкви.

Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.

В 106 г. император Траян (98-117) по случаю победы над скифами приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.

На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне (ныне Измир), где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сёл к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нём. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа:

"Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: «Иди к Отцу»".

Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим он посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же им были написаны еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней, в них Святитель наставляет в вере, любви и добрых делах, призывает хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещает повиноваться епископам и чтить их, "смотря на епископа как на Самого Христа".

Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона
Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: "Римские мужи, вы знаете, что я осуждён на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Сразу же после этого были выпущены львы.

Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, "а Кто запечатлён в моем сердце, Того я устами исповедую". Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его не тронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: "Иисус Христос". В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся. Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нём и прекратил гонение на христиан.

Верующие собрали кости святителя и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение, в самый город Антиохию совершено было в 438 году. После взятия её персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году).

Молитвословия

Тропарь, глас 4 (из службы 20 декабря)

Апосто́льских нра́вов подража́телю/ и престо́ла и́х снасле́дниче,/ архиере́ев удобре́ние/ и му́чеников сла́во, Богодухнове́нне,/ на о́гнь, и ме́ч, и зве́ри дерзну́л еси́ ве́ры ра́ди/ и, сло́во и́стины исправля́я,/ до кро́ве пострада́л еси́, священному́чениче Игна́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (из службы 20 декабря)

Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный де́нь/ предпропове́дует все́м в верте́пе Рожде́ннаго:/ Сего́ бо жа́ждая от любве́ наслади́тися,/ потща́лся еси́ от звере́й снеде́н бы́ти;/ сего́ ра́ди и Богоно́сец наре́клся еси́,// Игна́тие всему́дре.

Кондак, глас 4 (из службы 29 января)

От восто́ка дне́сь возсия́вый/ и тва́рь всю́ просвети́вый уче́ньми,// му́ченичеством украси́ся Богоно́сный и Боже́ственный Игна́тий.

Творения

На русском языке издано:

  • Письма. Слав. пер. Преосвященного Амвросия (Зертис-Kаменского). М., 1779.
  • То же. Пер. протоиерея Герасима Павского .- "Христианское чтение". 1821. 1828. 1829, 1830.
  • То же."Православный собеседник", 1855. Отк. отт. Казань. 1857.
  • То же. Пер. протоиерея Преображенского. М., 1860. Иуд. 2-е, СПб., 1902.

Использованные материалы

  • Житие на портале Православие.Ru:

drevo-info.ru

Священномученик Игнатий Богоносец / Православие.Ru

О жизни и деятельности Игнатия Богоносца мы мало что можем сказать абсолютно точно. По одним источникам он был грек, родом из Антиохии, по другим же – сириец, на что указывает несовершенный греческий язык его посланий.

Существует предание о том, что Игнатий был именно тем мальчиком, которого Господь Иисус Христос взял к себе на руки и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18,1-3). Несмотря на то, что далеко не все принимают это предание, большинство из авторов склоняются к тому, что Игнатий с детства пребывал в учении Христовом. Так Евсевий Памфил пишет, что будущий святитель вместе со святым Поликарпом Смирнским (+ 167) и Папием Иерапольским (+ 130) был учеником св. апостола Иоанна Богослова (+ нач. II века). В «Похвальном слове священномученнику Игнатию Богоносцу» святитель Иоанн Златоуст пишет следующее «… воспитывался под руководством святых апостолов, неразлучно находясь при них, и был их соучеником во всем, почерпнув из недр их обильные струи».

Нет также однозначного мнения касательно того, в какое время Игнатий стал епископом Антиохийским. У Евсевия Кесарийского мы находим сведения о том, что на Антиохийской кафедре он был преемником Еводия (апостола от 70-ти, + ок. 66), рукоположенного первоверховным апостолом Петром. Но, однако, Феодорит, в свою очередь, утверждает, что хиротония святого Игнатия была совершена самим апостолом Петром. Наравне с этими двумя мнениями бытует и третье, наиболее похожее на истину. Его суть заключается в том, что и Еводий и Игнатий были в одно и тоже время епископами Антиохии. Первый был поставлен над обращенными иудеями, второй – над уверовавшими язычниками. И уже после смерти святителя Еводия Игнатий Богоносец, служивший по словам свт. Иоанна Златоуста «…образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинство епископа…», вступил в полное управление Антиохийской Церковью. Именно в это время за ревностную веру, целомудрие, кроткий и тихий нрав паства Игнатия прозвала его «Богоносцем».

Гонения, развязанные императором Домицианом (81 - 96) не коснулись епископа, который очень скорбел из-за того, что ему самому не удалось принять высшее благо – мученические страдания за Христа. «Если пострадаю, - говорил св. Игнатий, - буду отпущенником Христа и воскресну в Нем Свободным». Но через несколько лет в 106 году, отправляясь в поход против персов, император Траян, издавший указ о необходимости в честь победы над скифами повсюду воздавать благодарения языческим идолам, остановился в Антиохии. И уже в это время епископ Антиохийский был лично доставлен к Траяну, где св. Игнатий открыто проповедал веру во Христа и свое твердое убеждение в ней, за что и был приговорен к смертной казни. Однако Траян, принимая во внимание то, в каком почете находился Игнатий Богоносец у своей паствы, решил отправить его на казнь в Рим, чтобы не давать местным христианам мученического примера. Но шествие святителя Игнатия через Малую Азию и Македонию принесло совершенно противоположные плоды – Игнатий показал образец истинной и твердой веры и готовности принять за нее муки. И что является для нас сегодня очень важным, именно во время этого перехода Игнатий написал семь посланий – единственное дошедшее до нас свидетельство его апостольской деятельности. В Смирне, проведя несколько дней со своим другом Поликарпом Смирнским, святой Игнатий написал четыре из семи посланий: к ефесенам, римлянам, магнезийцам и траллийцам. В Троады, где его встретило известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии, он написал послания к филадельфийцам, смирнянам и к епископу Поликарпу.

В Риме 20 декабря 107 года, в день языческого праздника, св. Игнатий Богоносец был отдан на растерзание львам. Точная дата его мученичества известна благодаря Мученическим Актам (протоколам допроса и приговору) св. Игнатия, датированные IV-V в.

3 октября 2001 г.

pravoslavie.ru

День Игнатия Богоносца: письма из I века

Ис­то­рия рас­кра­си­ла фев­раль осо­бы­ми ка­лен­дар­ны­ми цве­та­ми. День свя­то­го Ва­лен­ти­на и 23 фев­ра­ля – наи­бо­лее за­мет­ные язы­че­ские празд­ни­ки это­го вре­ме­ни (язы­че­ские не зна­чит пло­хие, «по­га­ные»; язы­че­ские – это на­род­ные, ком­мер­че­ские, го­судар­ствен­ные, но и не бо­лее то­го, не вы­ше). Цер­ков­ный знак фев­ра­ля – Сре­те­ние, по-рус­ски – Встре­ча: Мла­ден­ца-Спа­си­те­ля на со­ро­ко­вой день по­сле Рож­де­ства встре­ча­ют Си­ме­он Бо­го­при­и­мец и про­ро­чи­ца Ан­на. В вет­хо­за­вет­ный Храм всту­па­ет во­че­ло­ве­чив­ший­ся Бог, Вет­хий За­вет встре­ча­ет­ся с Но­вым. Од­на­ко све­сти весь цер­ков­ный ка­лен­дарь к дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам бу­дет нестер­пи­мым обед­не­ни­ем. Каж­дый из 365 дней в го­ду по­свя­щен па­мя­ти ка­ко­го-то со­бы­тия или свя­то­го че­ло­ве­ка. Эти «буд­нич­ные» празд­ни­ки ча­сто про­хо­дят неза­ме­чен­ны­ми – а жаль!

В 107 го­ду из Ри­ма в Ан­тио­хию бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­то­го Иг­на­тия Бо­го­нос­ца. До сих пор, вот уже 19 сто­ле­тий, Цер­ковь вспо­ми­на­ет об этом со­бы­тии каж­дый год 11 фев­ра­ля (29 ян­ва­ря по ста­ро­му сти­лю). Свя­тых, жив­ших в столь древ­ние вре­ме­на (ро­дил­ся бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник в се­ре­дине пер­во­го сто­ле­тия), мы зна­ем со­всем немно­го. А вот об Иг­на­тии Бо­го­нос­це до нас до­шли не толь­ко уст­ные сви­де­тель­ства, но и его соб­ствен­ные пись­ма, что и во­все ис­клю­чи­тель­ная ред­кость. Для срав­не­ния: Апо­ка­лип­сис Иоан­на Бо­го­сло­ва был на­пи­сан, ве­ро­ят­но, лишь де­ся­тью го­да­ми рань­ше.

Свя­той Иг­на­тий был епи­ско­пом го­ро­да Ан­тио­хии. В 107 го­ду, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Тра­я­на, его аре­сто­ва­ли и по эта­пу от­пра­ви­ли в Рим, где он при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну на арене цир­ка – его рас­тер­за­ли ди­кие зве­ри. По до­ро­ге в Рим ан­тио­хий­ский епи­скоп, уже пред­ви­дя ско­рый ис­ход, на­пи­сал несколь­ко (нам из­вест­но пять) пи­сем ма­ло­азий­ским Церк­вям, про­ща­ясь с ни­ми и пе­ре­да­вая по­след­ние на­став­ле­ния. Еще од­но пись­мо адре­со­ва­но рим­ля­нам, и од­но – лич­но По­ли­кар­пу, то­гдаш­не­му епи­ско­пу Смир­ны.

Где сей­час эти ма­ло­азий­ские Церк­ви? Эфес, Смир­на, Фиа­тир, Ла­оди­кия, Маг­не­зия… Им пи­сал и апо­стол Па­вел (про­по­ведь ко­то­ро­го в Ан­тио­хии, долж­но быть, слы­шал и Иг­на­тий Бо­го­но­сец, то­гда еще не епи­скоп), к ним об­ра­щал­ся Иоанн Бо­го­слов (помни­те, «и ан­ге­лу Ла­оди­кий­ской церк­ви на­пи­ши»?). Эти хри­сти­ан­ские об­щи­ны на­хо­ди­лись на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции. От Эфе­са оста­лись од­ни раз­ва­ли­ны, те­перь там му­зей; Смир­на на­зы­ва­ет­ся Из­мир – это круп­ный совре­мен­ный го­род; а вот окрест­но­сти древ­ней Ла­оди­кии и до се­го дня при­вле­ка­ют мас­сы лю­дей – ты­ся­чи ту­ри­стов еже­днев­но при­ез­жа­ют сю­да по­лю­бо­вать­ся бе­ло­снеж­ны­ми ска­ла­ми Па­мук-Ка­ле. Хри­сти­ан в ту­рец­ких по­се­ле­ни­ях прак­ти­че­ски нет, а мест­ные жи­те­ли да­же не очень-то по­ни­ма­ют, чем за­ме­ча­тель­ны их го­ро­да. Но в те да­ле­кие вре­ме­на здесь бы­ли круп­ней­шие об­щи­ны но­вой ре­ли­гии (со вре­ме­ни рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Хри­ста не про­шло и 80 лет). Им-то и пи­сал на­хо­дя­щий­ся в узах епи­скоп Иг­на­тий, как око­ло 40 лет ра­нее – за­клю­чен­ный под стра­жу апо­стол Па­вел.

По­сла­ния Иг­на­тия Бо­го­нос­ца – на­сто­я­щие жем­чу­жи­ны пер­во­хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти. Стиль их прост – ни вы­со­кой ри­то­ри­ки, ни фило­соф­ских изыс­ков. Спе­ци­а­ли­сты го­во­рят, что да­же с точ­ки зре­ния гре­че­ско­го язы­ка тво­ре­ния Иг­на­тия не вполне без­упреч­ны – все-та­ки епи­скоп был си­рий­цем и ед­ва ли по­лу­чил ос­но­ва­тель­ное об­ра­зо­ва­ние. Но де­ло во­все не в этом: на­став­ле­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка – это все то са­мое цен­ное, что пе­ре­да­вал сво­им бра­тьям свя­той, до­стиг­ший вы­со­чай­шей ду­хов­ной жиз­ни. Му­че­ни­че­ство за Хри­ста бы­ло сту­пе­нью, с ко­то­рой весь преды­ду­щий жиз­нен­ный опыт пред­став­лял­ся ему несо­вер­шен­ным. «Те­перь толь­ко на­чи­наю учить­ся», – пи­шет Иг­на­тий, дол­гое вре­мя воз­глав­ляв­ший круп­ней­шую хри­сти­ан­скую об­щи­ну то­го вре­ме­ни.

В Церк­ви еще не бы­ло раз­ви­той си­сте­мы ка­но­ни­че­ско­го пра­ва и слож­но­го иерар­хи­че­ско­го со­под­чи­не­ния, но ан­тио­хий­ский ар­хи­пас­тырь на­шел сло­ва, ко­то­рые вы­ра­жа­ют са­мую суть еще не из­дан­ных ка­но­нов: «По­се­му необ­хо­ди­мо ни­че­го не де­лать без епи­ско­па. По­ви­нуй­тесь так­же и пре­сви­тер­ству как апо­сто­лам Иису­са Хри­ста – на­деж­де ва­шей, в Ко­то­ром дай Бог жить нам. И диа­ко­нам, слу­жи­те­лям та­инств Иису­са Хри­ста, все долж­ны вся­че­ски уго­ждать, ибо они не слу­жи­те­ли яств и пи­тий, но слу­ги Церк­ви Бо­жи­ей, по­это­му-то и им долж­но бе­речь­ся от на­ре­ка­ний как от ог­ня».

Кое-где сре­ди ве­ру­ю­щих на­чи­на­лись неуря­ди­цы и раз­до­ры, свя­ти­тель ука­зы­ва­ет на ко­рень раз­де­ле­ния – на­ру­ше­ние ли­тур­ги­че­ско­го един­ства: «Итак, ста­рай­тесь иметь од­ну Ев­ха­ри­стию. Ибо од­на Плоть Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста и од­на ча­ша в еди­не­нии Кро­ви Его, один жерт­вен­ник, как и один епи­скоп…»; «Не ду­май­те, чтобы вы­шло что-ли­бо по­хваль­ное у вас, ес­ли бу­де­те это де­лать са­ми по се­бе; но в об­щем со­бра­нии да бу­дет у вас од­на мо­лит­ва, од­но про­ще­ние, один ум, од­на на­деж­да в люб­ви и в ра­до­сти непо­роч­ной. Един Иисус Хри­стос, и луч­ше Его нет ни­че­го. По­это­му все вы со­став­ля­е­те из се­бя как бы один храм Бо­жий, как бы один жерт­вен­ник, как од­но­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый из­шел от Еди­но­го От­ца и в Еди­ном пре­бы­ва­ет, и к Нему Еди­но­му от­шел».

С осо­бой си­лой об­ли­ча­ет он ере­ти­ков-до­ке­тов, ко­то­рые го­во­ри­ли, что стра­да­ния Спа­си­те­ля бы­ли толь­ко ка­жу­щи­ми­ся, это бы­ла толь­ко ви­ди­мость, не мо­жет ведь Бог стра­дать… «Все это Он пре­тер­пел ра­ди нас, чтобы мы спас­лись; и по­стра­дал ис­тин­но и вос­кре­сил Се­бя, а не так, как го­во­рят неко­то­рые неве­ру­ю­щие, буд­то Он по­стра­дал при­зрач­но. Са­ми они при­зрак, и как ум­ству­ют они, так и слу­чит­ся с ни­ми – бес­те­лес­ны­ми, по­доб­ны­ми злым ду­хам. Ибо я знаю и ве­рую, что Он и по вос­кре­се­нии Сво­ем был и есть во пло­ти. И ко­гда он при­шел к быв­шим с Пет­ром, то ска­зал им “Возь­ми­те, ося­жи­те Ме­ня и по­смот­ри­те, что Я не дух бес­те­лес­ный”. Они тот­час при­кос­ну­лись к Нему и уве­ро­ва­ли, убе­див­шись Его пло­тию и ду­хом. По­се­му-то они и смерть пре­зи­ра­ли, и яви­лись вы­ше смер­ти… Ес­ли же Гос­подь наш со­вер­шил это при­зрач­но, то и я но­шу узы толь­ко при­зрач­но. И для че­го же я сам се­бя пре­дал на смерть, в огонь, на меч, на рас­тер­за­ние зве­рям?»

Сме­ло и яс­но пи­шет Иг­на­тий о вы­со­ких дог­ма­тах, сме­ло на­став­ля­ет за­блуд­ших, сме­ло ука­зы­ва­ет, как нуж­но по­сту­пать. Это та сме­лость, ко­то­рая рож­да­ет­ся от пла­мен­ной ве­ры, от яс­но­го зре­ния – не на ощупь, не в по­тем­ках, а на­пря­мую, к це­ли. Цель же од­на: «Ни ви­ди­мое, ни неви­ди­мое, ни­что не удер­жит ме­ня прид­ти к Иису­су Хри­сту. Огонь и крест, тол­пы зве­рей, рас­се­че­ния, рас­тор­же­ния, раз­дроб­ле­ния ко­стей, от­се­че­ние чле­нов, со­кру­ше­ние все­го те­ла, лю­тые му­ки диа­во­ла при­дут на ме­ня, – толь­ко бы до­стиг­нуть мне Хри­ста».

Непри­выч­на и неожи­дан­на для совре­мен­но­го «неуве­рен­но­го» хри­сти­а­ни­на пря­мо-та­ки жаж­да стра­да­ний, му­че­ни­че­ства. Иг­на­тий вся­че­ски уве­ще­ва­ет рим­ских хри­сти­ан не хо­да­тай­ство­вать за него пе­ред вла­стя­ми, не ли­шать его воз­мож­но­сти по­стра­дать вме­сте со Хри­стом. «Умо­ляю вас: не ока­зы­вай­те мне небла­говре­мен­ной люб­ви. Оставь­те ме­ня быть пи­щею зве­рей и по­сред­ством их до­стиг­нуть Бо­га. Я пше­ни­ца Бо­жия: пусть из­ме­лют ме­ня зу­бы зве­рей, чтоб я сде­лал­ся чи­стым хле­бом Хри­сто­вым. Луч­ше при­лас­кай­те этих зве­рей, чтоб они сде­ла­лись гро­бом мо­им и ни­че­го не оста­ви­ли от мо­е­го те­ла, дабы по смер­ти не быть мне ко­му-ли­бо в тя­гость».

Несо­мнен­но, в жиз­ни свя­то­го епи­ско­па бы­ло мно­го слав­но­го и по­учи­тель­но­го и до про­щаль­ных пи­сем. Но для нас его об­раз оста­ет­ся в этой един­ствен­ной сцене: епи­скоп про­ща­ет­ся со сво­ей паст­вой, со сво­и­ми детьми – и даль­ше под кон­во­ем де­ся­ти во­и­нов, тер­пя на­смеш­ки и из­де­ва­тель­ства, в по­след­ний путь. В Рим, по эта­пу.

По­че­му свя­то­го Иг­на­тия на­зы­ва­ют Бо­го­нос­цем? Для мно­гих тол­ко­ва­те­лей – и древ­них, и но­вых – это оста­ва­лось не до кон­ца по­нят­ным. Объ­яс­ня­ли по-раз­но­му. Кто-то го­во­рил, что Иг­на­тия еще ре­бен­ком при­но­си­ли ко Хри­сту, и Спа­си­тель брал его на ру­ки. Дру­гие утвер­жда­ли, что, ко­гда те­ло му­че­ни­ка рас­сек­ли ме­чом, уви­де­ли, что в серд­це его бы­ло на­пи­са­но зо­ло­ты­ми бук­ва­ми «Иисус Хри­стос». В бук­ва­лиз­ме это­го пре­да­ния, ве­ро­ят­но, на­шло от­ра­же­ние пред­став­ле­ние о за­пе­чат­лен­но­сти име­ни Хри­сто­ва в ду­ше и жиз­ни вер­ных хри­сти­ан. Сам же Иг­на­тий на­зы­ва­ет Бо­го­нос­ца­ми вер­ных хри­сти­ан, ко­то­рые «Иису­са Хри­ста име­ют в се­бе». «Ве­ра ва­ша вле­чет вас на вы­со­ту, а лю­бовь слу­жит пу­тем, воз­во­дя­щим к Бо­гу, – пи­шет он эфе­ся­нам. – По­то­му все вы спут­ни­ки друг дру­гу. Бо­го­нос­цы и Хра­мо­нос­цы, свя­то­нос­цы, во всем укра­шен­ные за­по­ве­дя­ми Иису­са Хри­ста. От то­го-то я и ра­ду­юсь то­му, что удо­сто­ил­ся пись­мен­но бе­се­до­вать с ва­ми и раз­де­лить с ва­ми ра­дость мою, что вы, как свой­ствен­но дру­гой жиз­ни, ни­че­го не лю­би­те, кро­ме од­но­го Бо­га». По­ра­ду­ем­ся и мы, име­ю­щие се­го­дня чу­дес­ную воз­мож­ность чи­тать под­лин­ные пись­ма ве­ли­ко­го ар­хи­пас­ты­ря древ­но­сти – в кни­ге ли, в ин­тер­не­те ли, – раз­мыш­ляя над его сло­ва­ми и чер­пая из них чи­стей­шее уче­ние о веч­ной жиз­ни.

диа­кон Ни­ко­лай Со­ло­дов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

azbyka.ru

Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, Глава 6

Рука Промысла, доселе невидимо покрывавшая бесприютного скитальца, коснулась сердца преосвященного Стефана, епископа Вологодского65. Архипастырь проник в духовное стремление Брянчанинова, расположился к нему и принял в нем живое участие.

Оправившись от недуга, Димитрий Александрович не пожелал возвратиться на жительство в дом родителей своих, но испросил позволения преосвященного Стефана поместиться в Семигородской пустыни66 Вологодской губернии. Климат и местность, в которой расположена пустынь, воздух, вода благотворно влияли на восстановление потрясенного его здоровья. Здесь в уединении келейном прилежал он умному деланию и молитве, возрастал духовно в мужа совершенна, о чем свидетельствует написанное им в это время душеназидательное сочинение «Плач инока»67, отчасти пополненное им в последние годы его жизни, в котором ясно просвечивает духовное преуспеяние семигороднего отшельника. Многолюдство этой пустыни понудило Брянчанинова перепроситься в более уединенную обитель – Глушицкий Дионисиев монастырь68, куда и перемещен по благословению преосвященного Стефана 20 февраля 1831 года и зачислен послушником.

Водворившись в Глушицком монастыре, он, однако, не оставлял навещать по временам излюбленную им пустынь Семигородную. В одну из этих поездок Димитрий Александрович познакомился с богобоязненным и ревновавшем о спасении своем юношей, сыном вологодского купца, по имени Петр, впоследствии настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской губернии архимандритом Пименом69. Встреча и знакомство их достопримечательны по тому сильному духовному впечатлению, которое будущий епископ произвел на душу будущего архимандрита.

Во время литургии в Семигородней пустыни благоговейное предстояние в храме Божием Димитрия Александровича обратило на него особенное внимание Петра. Одетый в простой овчинный тулуп, крытый желтой нанкой, стоял он вдали от толпы, прямо и неподвижно, всецело погруженный в молитву: ни разу во всю литургию не обернул он головы, не пошевельнул ногами, точно замер в благоговейном созерцании совершавшегося богослужения. По окончании литургии ему поднесена была просфора. Выходя из церкви, подошел он к Петру, дал ему эту просфору и пригласил его к себе в келью.

Это весьма удивило Петра, потому что Брянчанинов совсем его не знал, не был с ним до того знаком, между тем как бы духом постиг внутреннее влечение его служить Богу и посвятить себя на подвиги иноческие, чем невольно возбудил в нем благоговейное уважение к себе. Уважение это еще более в нем увеличилось, когда приглашенный в келью Димитрия Александровича, провел он с ним весь тот день и целую ночь в беседах духовных, в которых высказалась высокой степени духовная мудрость и подвижническая опытность Брянчанинова, являвшего уже тогда в юном теле старца богопросвещенного70.

Одушевленный любовью к Богу, Димитрий Александрович с особым участием и любовью обращался всегда с теми ближними своими, в которых примечал искру той же любви Божественной. Он старался укреплять, поддерживать, возгревать боголюбивые чувства подобных ближних своих советами любви братской о Христе, основанными всегда на Слове Божием и писаниях святоотеческих, которые особенно действенно звучали в его устах и производили благие действия в душах слушателей.

В настоящем сближении своем с юношей боголюбивым высказал он эту любовь не от мира сего к ближнему во всей полноте, так и впоследствии всегда высказывал он при сближениии с людьми боголюбивыми, которых умел отличать от миролюбивых, хотя и прикрытых личиной боголюбия. Нужно сказать, что вообще подвижник Божий при сближенииях своих с людьми, даже и боголюбивыми, не допускал движений крови и никогда не позволял себе особенно разгоряченного выражения своих чувств, любовь его выражалась иначе, чем у людей плотских – выражалась она постоянной готовностью с полным самоотвержением служить и делом и словом ближнему в его нуждах, особенно духовных, с кротостью, милостью, заботой о душе.

В последние годы жизни своей преосвященный Игнатий говаривал ближним своим ученикам: «Душу человека я всегда помню, очертание же лица не напечатлевается в памяти моей». Так осторожен был он в отношении себя и так старался всегда, чтобы плоть не брала у него перевеса над духом, поэтому-то и отношения его к ближним проникнуты были особой духовностью, особым влиянием, производившими чудное впечатление на души человеческие.

Между тем родитель Брянчанинова не переставал преследовать его беспощадным требованием своим, чтобы оставил он монастырскую жизнь и снова поступил на службу мирскую. Больно было молодому отшельнику видеть столь упорное и жестокое в отношении себя требование родителя. Одиноко стоял он в родной семье, не находил в ней поддержки и сочувствия к его духовным влечениям, ибо, хотя родительница и некоторые из братьев и сестер его были с ним ласковы, но, находясь под сильным влиянием родителя, относились к нему более с болезненным сожалением, чем с сочувствием духовным. Утомленный борьбой с упорством родителя, он видел ясно, что единственный исход из этого тягостного для него положения будет скорейшее произнесение им обетов иноческих, чем навсегда прекратятся посягательства родителя возвратить его на служение миру.

Это вынудило его просить преосвященного Стефана оказать ему милость и ввиду особых обстоятельств семейных поспешить пострижением его в иночество. Преосвященный, хорошо ознакомленный с образом мыслей и духовным направлением Брянчанинова, решился исполнить его просьбу о пострижении. Исходатайствовав на это разрешение Св. Синода, вызвал он Димитрия Александровича из Глушицкого монастыря к себе в Вологду и приказал ему готовиться к пострижению, но вместе и хранить это в тайне от родных своих и знакомых, так как во избежание каких-либо притязаний со стороны родных Брянчанинова решился постричь его неожиданно для них. Стеснительно было положение молодого послушника в столь важное для него время: вызванный из Глушицкого монастыря в Вологду, не имел он в городе места, где главу приклонить, и должен был остановиться на постоялом дворе и в этой среде молвы мирской готовиться к пострижению.

28 июня 1831 года преосвященный Стефан самолично постриг Димитрия Александровича в мантию в Вологодском Воскресенском кафедральном соборе, назвав его в пострижении Игнатием в честь священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского71, мужа апостольского, память которого совершается Св. Церковью 20 декабря и 29 января. В этот второй день памяти его праздновал впоследствии инок Игнатий день своего ангела. Восприемником его от Святого Евангелия был тогдашний ректор Вологодской семинарии архимандрит Евтихиан.

Родные Брянчанинова, прибывшие в собор к богослужению архиерейскому, глубоко были изумлены, когда совершенно неожиданно сделались свидетелями священного обряда, которым родственник их вступил невозвратно в духовное воинство Христово. После пострижения одиноко оставался инок Игнатий в соборе. Семигородский знакомец Петр пригласил новопостриженного инока к себе провести этот день, а затем Брянчанинов нашел себе приют в загородном доме своего дяди и крестного отца Димитрия Ивановича Самарина. Одна же из родственниц его, госпожа Воейкова, снабдила его небольшой суммой денег, потому что по тогдашним отношениям к родителям своим он оставался совершенно без всяких средств.

Весть о пострижении сына глубоко опечалила Брянчаниновых, особенно Александр Семенович никак не мог примириться с мыслью о том, что воля его в отношении его первенца не исполнилась, чего в душе своей долго он ему не мог простить. Софья Афанасьевна легче и снисходительнее отнеслась к этому событию, и благодаря ее влиянию отношения родителей к иноку Игнатию стали мало помалу улучшаться.

5 июля 1831 года инок Игнатий рукоположен преосвященным Стефаном в иеродиакона, а 20 июля того же года в иеромонаха, причем временно оставлен был при Вологодском архиерейском доме, который в Вологде находится при кафедральном соборе, в одной с ним ограде, образуемой стенами Кремля времен и постройки царя Иоанна Васильевича Грозного. Для обучения священнос лужению он был назначен в городской храм Спаса обыденного под руководство настоятеля этого храма священника Василия Нордова, впоследствии настоятеля Вологодского кафедрального собора. Познакомившись с ним в это время, будущий святитель очень полюбил благоговейного священника и с тех пор до конца дней своих находился с ним в близких духовных отношениях7273 74.

Таким образом совершалась воля Божия над подвижником Божиим: слова петербургской юродивой Василисы, еще в мундире офицера назвавшей его «светлым священником», сбылись над ним во всей точности, он стал служителем алтаря Господня, совершителем Таинств Божественных и не мог не отнестись самым серьезным образом к новому своему высокому званию. Между тем внешняя его обстановка в Вологде при архиерейском доме совсем не соответствовала духовным влечениям его души: многие родные и знакомые стали часто посещать его, требовали себе взаимных посещений, что вовлекало его в рассеянность мирскую. Молодой годами, красивый наружностью иеромонах обратил на себя внимание всего высшего вологодского общества. Все говорили о нем, искали познакомиться с ним, тогда как ему совсем не желанны были эти мирские знакомства, отвлекавшие его от духовных занятий священноиноческого сана.

Соскучившись городской молвой, пустыннолюбивый инок просил покровителя своего преосвященного Стефана отпустить его в Глушицкий монастырь, но преосвященный, прозревая способность его быть добрым настоятелем, готовил ему иное назначение и не спешил отпустить его от себя. В это время, т. е. в конце 1831 года, скончался строитель Лопотова Пельшемского монастыря иеромонах Иосиф. По распоряжению преосвященного обряд погребения почившего строителя поручено было совершить иеромонаху Игнатию, а 6 января 1832 года архипастырь не усомнился назначить его строителем означенного монастыря, при чем возложил на него набедренник. Напутствованный благословением преосвященного Стефана, отправился строитель Игнатий в порученную ему обитель75.

azbyka.ru


Смотрите также