все о орехах

Мальчик и орехи толстой


Материал по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме: игра-соревнование "Знаток русского языка"

Игра-соревнование 

  1. Конкурс «Дружная семейка»

Командам предлагается написать имена существительные на буквы сочетания «русский язык». Дети по очереди подбегают к доске и пишут.

Р-

У-

С-

С-

К-

И-

Й-

Я-

З-

Ы-

К-

  1. Конкурс «Собери текст»

Командам нужно собрать текст из отдельных предложений и наклеить их на бумагу в нужном порядке и прочитать текст вслух.

Мальчик захватил орехи.

Но рука с орехами не проходила назад.

Мальчик злился и плакал.

А горлышко у кувшина узкое.

Мальчик запустил руку в кувшин.

Орехи были в кувшине.

Мальчик выпросил у матери орехов.

Мальчик и орехи

Мальчик выпросил у матери орехов. Орехи были в кувшине. Мальчик запустил руку в кувшин. А горлышко у кувшина узкое. Мальчик захватил орехи. Но рука с орехами не проходила назад. Мальчик злился и плакал.

(Л.Н.Толстой)

  1. Конкурс «Намеки»

Командам по очереди называется буква и слово- намек на эту букву, связанное с отгадываемым словом. Дети угадывают загаданное слово.

Б- нос (Буратино)

М-лягушонок (Маугли)

У- горячий (утюг)

Д-этаж (дом)

Ш- голова (шапка)

М- очки (мартышка)

Т- Голландия (тюльпан)

К- ура (каникулы)

М- колено (море)

К- крыша (Карлсон, кот)

  1. Конкурс «Найди лишнее»

Каждой команде называются 5 групп слов.Игроки должны объяснить. Почему одно из слов является лишним.

1 команда:

  1. Дождь, снег, град, луна;
  2. Земля, серая, желтая, зеленая;
  3. Касса, грамм, тонна, килограмм;
  4. Белый, белизна, белеет, белка.

           2 команда:

  1. Увидеть, покрасить, краска, добежать;
  2. Тетрадь, книга, дневник, самолет;
  3. Существительное, прилагательное, глагол, предлог;
  4. Вода, водитель, водный, водичка.
  1. Игра «Собери слова»

На груди участникам команд крепятся таблички со словами. Участники ищут пару, образовывая новые слова. Команда, которая соберет слова быстрее и объяснит их значение, побеждает.

След+опыт

Газ+ель

Град+ус

Оса+док

Штука+тур

Банк+рот

Буй+вол

Бал+к6.

6.Конкурс «Хитрое слово»

От данных имен существительных образовать форму множественного числа.

Кот-

Плот-

Крот-

Дуга-

Рука-

День-

Лень-

Цыпленок-

Козленок-

Бочонок-

Еда-

Слива-

Диво-

Грива-

Метро-

Пень-

Пальто-

Бедро-

  1. Конкурс «Фразеологизмы»

Дополнить устойчивые сочетания названиями животных.

Здоров как…

Упрямый как…

Болтлив как…

Неуклюжий как…

Грязный как…

Хитрый как…

Труслив как…

Нем как…

Голоден как…

  1. Конкурс «Собери пословицу»

В предложенных командам пословицах нужно исправить ошибки.

Подальше возьмешь- поближе положишь.

Сначала говори, потом  подумай.

Слово- золото, молчание- серебро.

Добрый мир лучше худой ссоры.

Труд всегда берет, а лень отдает.

Говори больше, а делай меньше.

Семь раз отрежь, один раз отмерь.

Дальше едешь- ближе будешь.

Жестко стелет, да мягко спать.

Мир освещается трудом, а человек солнцем.

  1. Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»

Команды за 2 минуты отвечают на вопросы.

1 команда

  1. Сколько звуков в слове «лью»?
  2. Антоним к слову «временный».
  3. От кого Айболиту пришла телеграмма?
  4. «Подруга дней моих суровых». О ком это?
  5. Назовите слово с удвоенной буквой НН.
  6. Что значит «хоть кровь из носу»?
  7. Как называется часть слова без окончания?
  8. Закончите пословицу: «Сам пропадай,……….».
  9. Какая буква пишется на конце слова «жираф»?

            2 команда:

  1. Сколько звуков в слове «ель»?
  2. Синоним к слову «отважный».
  3. Кто спас муху- цокотуху?
  4. В каком городе родился А.С.Пушкин?
  5. Назовите слово с удвоенной буквой ММ.
  6. Что значит «попасть пальцем в небо»?
  7. Как называется часть слова перед корнем?
  8. Закончите пословицу: «Нет друга- ищи, …….».
  9. Какая буква пишется на конце слова «волкодав»?

Подведение итогов.

nsportal.ru

План урока по литературе по теме "Л.Н.Толстой "Пожарные собаки"

Тема урока: «Л.Н.Толстой «Пожарные собаки» .

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого; совершенствовать навыки чтения; расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы; развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

Обучение УУД: умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.

Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг.

Находить на выставке нужную книгу.

Рассказывать об этой книге (название, тема, герои).

Читать самостоятельно текст. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста

Оборудование:

1. Портрет Л.Н.Толстого.

2. Выставка книг.

3. Компьютерная презентация.

Задачи урока:

Образовательные:

Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.

Дополнять информацию об авторе.

Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).

Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Пересказывать текст на основе опорных слов.

Развивающие:

Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.

Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Совершенствовать культуру речи учащихся.

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению литературного чтения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Начинаем урок с такими красивыми стихотворными строчками.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. (Слайд 1)

- Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?

(Ответы детей)

- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

(Ответы детей)

- Кто пришёл на урок в отличном настроении. Поднимите руки.

У кого просто хорошее настроение – поднимите руки.

Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет руки.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель: Внимание на экран! Сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушайте и отвечайте на них. Как называется произведение?

Вопросы викторины.

  1. У Вари был чиж.Чиж был в клетке и ни разу не пел.Варя пришла к чижу. (Варя и чиж)(Не мучить животных)

  2. Умерла у Кати мать, умер и отец: осталась Катя круглою сиротою. Только и было у Кати родных,что дядя с теткой. (Богач)

  3. Мальчик выпросил у матери орехов. Орехи были в кувшине. Мальчик запустил руку в кувшин. А горлышко у кувшина узкое. (Мальчик и орехи)

  4. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня».(Обходиться добром со всяким)

  5. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом.

Учитель: Какое произведение было лишним? (Ответы детей. У лукоморья . Автор Пушкин.а у остальных Л. Толстой).

Оценка деятельности.

Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).

Определение темы урока.

Учитель: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).

(Учитель открывает доску. На ней написано Лев Николаевич Толстой).

Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Используйте запись на доске.

- Постарайтесь определить, о чём и о ком писал Лев Толстой. Для этого посмотрите на слайд.(слайд )

Оцените свою работу. Поставьте нужный знак в таблицу.

- Название произведения Л.Толстой, с которым мы познакомимся сегодня вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (слайд ).

- Как называется это произведение? (Пожарные собаки).

Какова же тема урока? (Л.Н.Толстой «Пожарные собаки).(слайд ).

Работа в парах.

Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.

(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Ответы на вопросы. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план.

Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?).

4. Учебно – познавательная деятельность.

Слово об авторе (знакомство с писателем).

По слайду.

Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг. Эти книги из нашей школьной библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать.

Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?

(Знакомиться с произведением)

Учитель: Откройте учебник на стр. 26.

-Как можно узнать, о чём будет произведение?

(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).

Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?

(Ответы детей)

-Что означает слово быль?

-Отчего бывает пожар? (ответы детей)

-Какие собаки бывают по служебному назначению?

Сегодня вы узнаете еще об одной работе наших самых верных помощников. Давайте сначало отдохнем.

Физкультминутка. (слайд)

  1. Продолжение учебно-познавательной деятельности.

Учитель:

Давайте прочитаем произведение Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». Внимательно слушайте и следите.

  1. Проверка первичного восприятия.

-Кто главный герой рассказа?

Как чаще всего ведут себя дети во время пожара? (прячутся)

В каком городе происходили события?(Лондоне)

Как звали собаку, о которой написал Л.Н. Толстой?(Боб)

Зачем собака вернулась в дом?(за куклой)

VII. Продолжение работы по теме урока.

Вторичное воспроизведение и анализ текста.

Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

-Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

-Как Боб спас двухлетнюю девочку?

-Как пожарные относились к собаке? Докажите свой ответ строчками рассказа.

Выберите подходящую пословицу.

-Чему учит нас этот рассказ?

VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

- Я для себя сделал открытие:

- Меня удивило :

- Оказывается, что:

Рекомендации учителя уч-ся .

1. Найти в энциклопедиях текст о собаках.

2. Нарисовать рисунок к произведению Л.Н.Толстого.

infourok.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс): Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

-Я хочу начать урок с  красивого изречения.

«Мир освещается солнцем, а человек знанием»

-Как понимаете высказывание?

-На уроке литературного чтения мы будем читать, и учиться мыслить.

приветствуют учителя, друг друга.

Человек, который много читает, получает много знаний. С этим человеком интересно общаться.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        Практический: выраз. чтение

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4-5мин

-Посмотрите на экран, вы знаете этого человека?

- Это Лев Николаевич Толстой. Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. В 1860-х годах он написал свой первый большой роман – “Война и мир”.
- Может быть кто-то уже читал произведения Льва Николаевича, такие как «Мальчик и орехи», «Две козы»?

-Вы когда-нибудь искали оправдания своим поступкам?

-А вы знаете выражение «Оно само так сделалось». Обычно так дети говорят родителям, когда что-то сломают или потеряют. - А вы знаете откуда пошло такое оправдание?

 -Нам предстоит разобраться в этом и в том,  как стоит поступать в таких ситуациях.

Обнаруживают и формулируют учебную проблему. Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Наглядный: рассматривание иллюстрации

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями о поступках.

-Вспомните, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? Кто был автором этих произведений?

-Как вы думаете, какова будет цель нашего урока сегодня?

-А тема урока?

-Прочитайте название произведения на странице 24. Кто автор?

- Как вы думаете, о чем этот рассказ?

- Давайте проверим наши предположения, познакомившись с произведением.

-«Мать» Лев Николаевич Толстой.

-Познакомиться с произведениями Л.Н. Толстого

-Лев Николаевич Толстой, «Мальчик и орехи»

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение Т

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

Подготовленный ученик выразительно читает произведение.

-Оправдались ли наши предположения?

Слушают образец чтения

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т, сам.работа со словарем

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

-Прочитайте произведение, подумайте, какие слова, кроме выделенных, вам непонятны.

- Кто знает, что такое кувшин?

-Кувшин это - сосуд для жидкости с ручкой и носиком. Делают кувшины чаще всего из глины.

Ищут необходимую информацию.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Практич:  чтение и анализ Т

Чтение и первичный анализ.

Анализ языковых особенностей.

Фронтальная форма работы

- Прочитайте рассказ очень внимательно и скажите мне, почему мальчик не хотел выпускать орехи из рук?

- У него это получилось?

- Как вы думаете, почему?

- Прочитайте слова после рассказа, как вы их понимаете?

- Как они относятся к прочитанному рассказу?

-Кто-нибудь из вас может отнести эти слова к своим поступкам?

Анализируют язык произведения

Читают выборочно

- Он хотел взять как можно больше орехов

-нет

-потому что горлышко было очень узкое

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;

Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой;

Литературоведческий анализ: толкование термина

Наглядный: предъявление термина в презентации;

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и парная формы работы.

- Назовите главных героев рассказа.

- Что вы можете сказать о них?

-Какой по характеру мальчик? Выберите нужные слова.

-Какая по характеру мама? Выберите нужные слова.

-прочитайте пословицу на странице 124, как вы понимаете эту пословицу?

-Как вы можете отнести ее к рассказу?

Фронтальная и индивидуальная формы работы.

-Посмотрите на рассказ на странице 125, как он называется?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь?

-Давайте прочитаем рассказ по предложению.

- И так, о чем шла речь в рассказе?

-Почему они не могли уступить дорогу друг другу?

- Посмотрите слова в рамке, как они относятся к рассказу?

-Прочитайте второй рассказ на странице 125.

-О ком идет речь в рассказе?

- Что произошло между ними?

- Почему они смогли решить эту проблему?

- Посмотрите слова в рамке, как они относятся к нашему рассказу?

- а как вы поступаете в таких ситуациях?

- мама и мальчик

-жадный, упрямый, не послушный

- мудрая, умная, спокойная

-Тот, кто не делает добра, не получает его в ответ

-Два козлика

-Два козлика не могли уступить друг другу

- о двух козах

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осмысленно читают худож

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ пословиц, соотнесение смысла пословиц и басни;

Сопоставление эпизода из басни и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

Формулирование обобщения.

4-6мин

Работа с пословицами (синтез).

Фронтальная и парная формы работы

- Прочитайте пословицы и поговорки на экране. Обсудите в парах, как понимаете смысл пословиц и поговорок?

- Какие из них можно использовать в качестве морали к этим двум произведениям?

- Объясните свою точку зрения.

Работа с иллюстрацией (синтез).

Групповая форма работы.

План наблюдения над иллюстрацией:

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 125 к первому произведению. Какой момент произведения изобразил художник? Перечитайте его.

-  Рассмотрите и опишите каждого героя в следующей последовательности:

- Чем занят персонаж?

- Какова поза героя, что она выражает?

- Каково общее впечатление от изображения?

Анализируют пословицы, соотносят их смысл с моралью произведения.

Все любят добро, но не всякого любит оно. Это значит, что все люди любят получать добро, но не всегда любят отдавать его обратно.

- Два козлика стоят на мосту и не могут решить, кто пройдет первым

- Козлики ругаются между собой

- Поза героя выражает настойчивость, так же как и его эмоции.

-Впечатление плохое, потому что между ними происходит ссора.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П: построение речевого высказывания;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический: заполнение признаков басни в таблице;

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

А. Предметная

- Вернемся к вопросам об особенностях произведения.

- О чем это произведение?

- Какая главная мысль?

 Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

 -Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

 -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Воспроизводят сведения об особенностях произведения. - Формулируют собственное понимание смысла в данном рассказе. Пытаются соотнести мораль, смысл с собственным практическим опытом (бывает ли такое в жизни?) Проводят самоанализ деятельности

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

nsportal.ru

«Ореховая ветка» сказка Льва Толстого

Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. Старшая попросила бусы, вторая — колечко, а меньшая говорит:

— Привези мне только ореховую ветку.

Купец уехал, сделал свои дела и купил старшей дочери бусы, второй — колечко. Вот едет он через большой лес и вспомнил, что меньшая просила только ореховую ветку. Слез он с повозки и сорвал ореховую веточку. Вдруг видит — ореховая ветка, и не простая, а на ней золотые орехи. Думает: «Вот и моей меньшой умнице подарок» .

Вдруг, откуда ни возьмись, медведь и говорит:

— Как ты смел мою ветку ломать? Теперь я тебя съем.

Купец испугался и говорит:

— Я бы не взял ветки, да меньшая дочь просила.

Медведь и говорит:

— Иди домой, но помни: кто тебя дома первый встретит, того мне отдай.

Купец обещался, и медведь отпустил его. Только въехал купец во двор дома, бежит навстречу его любимая меньшая дочь. Купец так и обмер.

Рассказал купец, что с ним было. Стали все плакать. А мать говорит:

– Не плачьте. Когда медведь придёт, мы нарядим пастухову дочь и отдадим её вместо своей.

Раз сидят все дома и видят, что едет на двор карета. Из кареты вышел медведь и говорит:

— Давай дочь!

Мать привела медведю пастухову дочь.

Медведь посадил её в карету и поехал. Только отъехал и хотел её съесть. Тогда она призналась, что она не купцова дочь.

Медведь вернулся и говорит:

— Ты меня обманул, купец, давай настоящую дочь.

Поплакали, одели дочь, простились с нею и отдали медведю. Медведь посадил её в карету. Приехали они в большой лес.

Медведь влез в яму, девочка — за ним. Отворил медведь большую дверь. Девочка дрожала от страха, думала, что её конец пришёл. Вдруг затрещало что-то, как гром, стало светло, и девочка видит, что она в богатом дворце: светло, музыка играет, рядом с ней молодой князь. Князь подошёл к ней и сказал:

— Я не медведь, а князь и хочу на тебе жениться.

Сыграли они свадьбу. Жили они счастливо и всегда берегли ореховую ветку.

vsebasni.ru

Лев Толстой: любимое блюдо классика

Назвать единственное любимое блюдо Льва Толстого так же сложно, как выделить главного героя в «Войне и мире». Отношения с едой у великого русского классика были весьма противоречивыми.

Поесть Толстой любил. Регулярно переедал и регулярно себя за это корил: «Много слишком ел за обедом (обжорство)». Однако, пытаясь воздержаться от греха чревоугодия, он неизбежно начинал себя жалеть: «Я утром не ел до обеда и очень ослабел».

Супруга писателя — Софья Толстая — в дневниках жаловалась на мужа:

«Сегодня за обедом я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди соленые... потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб черный. И все это в большом количестве».

Беспокоил Софью Андреевну, конечно, не невероятный расход продуктов, а физическое и моральное состояние Толстого:

«Какую он пищу употребляет — это ужасно! Сегодня ел грибы соленые, грибы маринованные, два раза вареные фрукты сухие — все это производит брожение в желудке, а питанья никакого, и он худеет. Вечером попросил мяты и немного выпил. При этом уныние на него находит».

В 50 лет Толстой вступил в стройные ряды вегетарианцев. Мяса не ел, но от яиц и молочных продуктов не отказался.

Однако это решение писателя никак не сказалось на разнообразии его рациона. Доказательство тому — выдержки из меню, которое составляла лично Софья Толстая с пометками для повара. На завтрак, помимо яиц во всех мыслимых и немыслимых видах, Толстой ел бесчисленные варианты каши: «кашу пшенную», «кашу гречневую на сковороде», просто «кашу на сковороде», «крутую овсяную кашу», трогательную «кашку манную молочную жидкую». Прекрасным вариантом завтрака было и лаконичное «что осталось».

Вегетарианство в семье писателя было принудительным. Валентин Булгаков, последний секретарь Толстого, писал: «В 6 часов в зале-столовой подавался обед — для всех — вегетарианский. Он состоял из четырех блюд и кофе».

Из блюд, подаваемых графу на обед, в наши дни можно составить меню хорошего вегетарианского ресторана. Просто и со вкусом: протертые яблоки с черносливом, суп с клецками и кореньями, суфле из рыбы с морковью, зеленая фасоль с рисом, суп-пюре из цветной капусты, салат картофельный со свеклой.

Слабостью Толстого было сладкое. К вечернему чаю в доме писателя обязательно подавалось варенье, которое варили здесь же, в Ясной Поляне, из крыжовника, абрикосов, вишни, слив, персиков, яблок. В последнее обязательно добавляли лимон и ваниль. Экзотические для Тульской области фрукты выращивали в усадебной оранжерее. Толстой тяжело переживал пожар в Ясной Поляне 1867 года: «Я слышал, как трещали рамы, лопались стекла, на это было жутко больно смотреть. Но еще больнее было оттого, что я слышал запах персикового варенья».

Гастрономической Библией семьи графа была «Поваренная книга» Софьи Толстой со 162 рецептами. Отметиться в настольной кулинарной книге успели не только родственники Толстых: там, например, можно найти «Пастилу яблочную Марии Петровны Фет» — рецепт жены Афанасия Фета.

www.culture.ru

Лев Толстой вовсе не ел мяса, но любил яичницу

Каждый день в графском доме для большой семьи Толстых накрывался стол с простыми и сытными блюдами из русской и французской кухни. Да к тому же в хлебосольную Ясную Поляну часто съезжались гости. О том, когда, что и как ели и готовили в доме писателя, рассказывает Юлия Вронская, заведующая отделом международных проектов музея «Ясная Поляна».

          Юлия Вронская                   Софья Толстая                  Илья Толстой

Когда в 1862 году 18-летняя Софья Берс вышла замуж за 34-летнего графа Льва Толстого, на яснополянской кухне уже «командовал парадом» повар Николай Михайлович Румянцев. В молодости он был крепостным музыкантом-флейтистом у князя Николая Волконского. Когда у Румянцева выпали зубы, его перевели в кухонные мужики. Для него это была, конечно, трагедия. Да и готовить бывший музыкант научился не сразу. Судя по дневникам Софьи Андреевны, она не всегда оставалась довольной стряпней повара Николая. В один из дней она записала: «Обед был очень дурен, картошка пахла салом, пирог был сухой, левашники, как подошва... Ела один винегрет и после обеда бранила повара». Но со временем Румянцев стал отменным кулинаром. Илья Львович, сын Толстых, вспоминает о его левашниках как о фирменном блюде. Повар начинял пирожки вареньем и надувал их с углов воздухом, за что левашники получили название «Вздохи Николая».

Так вот, когда Софья Андреевна только осваивалась в доме, однажды она зашла на кухню и увидела, что фартук повара был несвежий, посуда не очень чистая…  Графиня тут же сшила для Николая белую куртку, колпак, фартук и приказала повару соблюдать чистоту на кухне. А еще Толстую шокировало, из какой посуды ела графская семья. Она сетовала, что, пока в дом не привезли ее приданого – серебряных столовых приборов, они были вынуждены есть простыми железными ложками и вилками. С непривычки юная графиня даже колола себе рот – настолько приборы были неудобны!

Софья Андреевна практически не готовила сама, но всегда только она расписывала, что нужно приготовить на день.

– Главный человек в доме – мама, – писал в своих воспоминаниях Илья Львович Толстой. – От нее зависит все. Она заказывает Николаю-повару обед, она отпускает нас гулять, она всегда кормит грудью кого-нибудь маленького, она целый день торопливыми шагами бегает по дому…

Правда, бывали случаи, когда ей самой все же приходилось становиться к плите – это происходило, когда повар напивался допьяна. Графине помогала жена Николая. Однажды они вдвоем готовили гуся, и Софья Андреевна писала: «Как же мне к концу готовки стал противен этот гусь. Я даже его и есть не могла!» Протрезвев, Николай просил прощения у Софьи Андреевны, и она, конечно же, прощала его.

Р асписание приемов пищи в доме Толстых было очень интересным. В шесть-семь утра (кто во сколько вставал) пили чай или кофе. Сытный завтрак, по нашим меркам, был очень поздним – в час дня. В это время завтракали все домашние, а Лев Николаевич выходил к столу даже позже.

Каждый день утром он ел одно и то же: яйца, овсяную кашу и простоквашу. Яйца вообще были любимым блюдом писателя. Он обожал их в разном виде.

Выпускная яичница, яйца в томате, омлет, пополам сложенный, яичница с шампиньонами, взбитая яичница с укропом, яйца всмятку, суп с омлетом... Софья Андреевна, составляя списки на закупку продуктов, помечала: Льву Николаевичу купить 20 яиц покрупнее, всем остальным – обыкновенные.

Июль, 1908 год. Лев Толстой в кругу семьи и гостей. Автор фото Карл Булла

В шесть вечера Толстые обедали, а в восемь ужинали или просто пили чай с бисквитами, медом и вареньем.

Валентин Федорович Булгаков, друг и последний секретарь Толстого, вспоминал:

– В час дня завтракали домашние. Часа в два или два с половиной, вскоре после окончания общего завтрака, когда посуда оставалась еще не убранной со стола, выходил в столовую Лев Николаевич, словоохотливый, оживленный, с видом успевшего что-то сделать и довольного этим человека. Кто-нибудь звонил или бежал сказать, чтобы подавали Льву Николаевичу завтрак, и через несколько минут Илья Васильевич Сидорков (слуга в доме Толстых) приносил подогревшуюся к этому времени овсянку и маленький горшочек с простоквашей – каждый день одно и то же. Лев Николаевич, разговаривая, ел овсянку, потом опрокидывал горшочек с простоквашей в тарелку и, топорща усы, принимался отправлять в рот ложки простокваши…

...Вечерний чай – другое дело. Свечи на столе зажигались не всегда, и сидящие за столом довольствовались обычно скудным рассеянным светом, шедшим от расположенных вдали, в других углах комнаты, керосиновых ламп. Было уютно и просто. Садились где кто хотел. Угощение обычное: сухое (покупное) чайное печенье, мед, варенье. Самовар мурлыкал свою песню. И даже Софья Андреевна не распоряжалась, предоставив разливание чая кому-нибудь другому и подсев к столу сбоку в качестве одной из «обыкновенных смертных».

У Толстого был очень хороший аппетит. Он мог выпить в день до трех бутылок кефира, несколько чашек кофе, съесть пять яиц, приличное количество овсянки, рисового пюре, пирогов. Софья Андреевна постоянно переживала за здоровье мужа, его больной желудок. «Сегодня за обедом, – писала она в дневниках, – я с ужасом смотрела, как он ел: сначала грузди соленые... потом четыре гречневых больших гренка с супом, и квас кислый, и хлеб черный. И все это в большом количестве».

1901 год. Дочь Толстого, Александра Львовна, назвала свое фото так: «За веселым завтраком»

Толстой был невозможным сладкоежкой. Софья Андреевна покупала сухофрукты, финики, орехи, курагу. И, конечно же, на чайном столе всегда красовалось и издавало божественный аромат знаменитое яснополянское варенье.

Варили его из яблок, крыжовника, абрикосов, дыни, вишни, сливы, персика. В крыжовенное и яблочное варенье всегда добавляли лимон и ваниль. В своих воспоминаниях граф писал о себе 11-летнем: «Я очень любил варенье, никогда не отказывался от него, и даже сам ухитрялся достать, когда мне не давали. Помню, раз мне дали немного варенья, но мне хотелось еще. Мне сказали, что нельзя. Я сам потихоньку пошел в буфет, где стояло незапертое варенье, и стал его таскать из банки в рот прямо рукой. Когда наелся, так у меня варенье было и здесь, и здесь, и здесь», – показывал он на себе, рассказывая эту историю детям.

Двор у дома. Экономка Дунечка варит варенье. Фото Софьи Андреевны Толстой

Все фрукты выращивали в оранжерее прямо в усадьбе. Когда в 1867 году оранжереи горели, Лев Толстой писал: «Я слышал, как трещали рамы, лопались стекла, на это было жутко больно смотреть. Но еще больнее было оттого, что я слышал запах персикового варенья».

Толстой был довольно экономным хозяином, но иногда любил делать детям сюрпризы. И в 1879 году, вернувшись из Москвы, он поставил на стол огромный короб, в котором оказались разные плоды: гранаты, ананасы, кокосовые орехи, мандарины… Когда он доставал из ящика очередной фрукт, дети громко вскрикивали, потому что такую экзотику им видеть еще не приходилось! Софья Андреевна писала: «Лев Николаевич принес ножичек и, разрезая гранаты и другие фрукты, делил их детям. Это было очень трогательно и весело. Дети долго помнили и рассказывали этот эпизод».

В Ясной Поляне очень любили гостей. Одним из частых гостей усадьбы был писатель Иван Тургенев, но он всегда заказывал простую русскую еду, например, манный суп с укропцем, пирог с рисом и курицей, гречневую кашу.

В возрасте 50 лет граф стал вегетарианцем – он полностью отказался от мяса, но не от яиц и молочных продуктов. Новый образ жизни Толстого привлекал к нему людей, которые тоже экспериментировали с питанием. Однажды в Ясную приехал некий господин, который питался по новой диете – он ел раз в два дня. И навестить семью писателя его угораздило именно в такой день, когда есть ему не полагалось. Как назло, стол в этот день ломился от яств. Чудак сидел в стороне, а когда его приглашали к столу, скромно отвечал: «Спасибо, я ел вчера!»

Что касается спиртных напитков, то в семье Толстых любили самодельные настойки, рецепты которых сохранились в «Поваренной книге» Софьи Андреевны. Например, здесь есть травник семьи Толстых и померанцевая настойка, на стол также подавали сотерн (французское белое десертное вино), белый портвейн. Есть даже исторический анекдот об отношении Льва Николаевича к алкоголю, по которому точно можно сказать, что в этом плане граф ханжой не был. Этот анекдот приводит в своих воспоминаниях Иван Бунин: «Однажды я захотел подольститься ко Льву Николаевичу и завел разговор о трезвом образе жизни. Вот всюду возникают теперь эти общества трезвости... Он сдвинул брови: – Какие общества? – Общества трезвости... – То есть это когда  собираются, чтобы водки не пить? Вздор. Чтобы не пить, незачем  собираться. А уж если собираться, то надо  пить!»

Кулинарные рецепты в «Поваренную книгу» записывали сама графиня и ее младший брат Степан Берс. Всего в ней 162 рецепта. Чуть ли не каждый рецепт в «Поваренной книге» связан с семейными традициями, имеет свою историю. В ней мы находим: «Яблочный квас Марии Николаевны» – младшей сестры Льва Николаевича; «Эликсир от зубной боли Пелагеи Ильиничны» – П. И. Юшковой, тетки Толстого по линии отца; «Лимонный квас Маруси Mаклаковой», близкой знакомой семьи Толстых; «Пастилу яблочную Марии Петровны Фет», жены поэта Афанасия Фета и т.д.

В рукописи встречается имя Ханны Тардзей. Сергей Львович Толстой в «Очерках былого» писал, что эту молодую англичанку, дочь садовника Виндзорского дворца, родители выписали для него, Тани и Илюши. Бонна любила стряпать.

Особенно удавался ей сливочный пудинг, который готовили на Рождество. Блюдо обливали ромом, поджигали и, как пылающий факел, вносили в гостиную.

В 1870 году Толстые едут в Сальские степи, где Лев Николаевич лечится кумысом. Ему становится лучше. И Софья Андреевна, конечно же, записывает рецепт приготовления этого напитка в свою «Поваренную книгу».

Особенно интересна судьба анковского пирога. Название этого лакомства связано с доктором медицинских наук, домашним врачом семьи Берс Николаем Богдановичем Анке. Он передал рецепт пирога теще Толстого Любови Александровне Берс, а та, в свою очередь, – дочери. Софья Андреевна научила готовить анковский пирог повара Николая. И с тех пор ни одно торжество в семье Толстых не обходилось без этого блюда. По словам Ильи Толстого, «именины без анковского пирога то же самое, что Рождество без елки, Пасха без катания яиц».

Фото из архива музея-усадьбы «Ясная Поляна»

Рецепты из «Поваренной книги» Софьи Андреевны Толстой

Матлот

Возьми какую угодно рыбу или даже разнородных рыб, разрежь и положи в кастрюлю, где находится растопленное масло, подрумяненное, потом положи перцу, соли, лаврового листа и муку; залей красным вином пополам с бульоном, закрой кастрюлю и дай рыбе преть на легком огне, пока она сварится. Потом выкладывай на блюдо каждый кусок рыбы на ломтике поджаренного белого хлеба и облей все соусом.

Утка с грибами

Закипятить воду, бросить грибы в кипяток и дать вскипеть раза три ключом, потом вынуть грибы на решето; изжарить в масле покрошенных луковиц и положить в кастрюлю, где находятся грибы, влить несколько сметаны, посолить, всыпать перцу, перемешать, переложить в глиняную кастрюлю грибы и положить, не жалея масла; и утку, несколько поварившуюся, поставить в печь и дать грибам пожариться до тех пор, пока они и утка не поспеют; а чтобы грибы не запекались, прибавить немного бульона.

Пирог Анке

1 фунт муки, 1/2 фунта масла, 1/4 фунта толченого сахару, 3 желтка, 1 рюмка воды. Масло, чтоб было прямо с погреба, похолоднее.

К нему начинка:

1/4  фунта масла растереть,

2 яйца тереть с маслом; толченого сахару 1/2 фунта, цедру с 2 лимонов растереть на терке и сок с 3 лимонов. Кипятить до тех пор, пока будет густо, как мед.

Степанова пирожное

1 фунт муки, ½ фунта сливочного масла, ½ фунта сахару, 3 желтка, рюмку воды, посолить. Из оного сделать тесто; выделывать стаканом крути из этого теста и посыпать их рубленым миндалем. Затем положить их на лист, смазать яйцом и поставить в печь, не очень жаркую.

 

myslo.ru

Мальчик и отец рассказ Льва Толстого читайте короткие детские сказки онлайн

Отзыв к рассказу сказке Льва Толстого «Мальчик и отец»

Когда берёшь в руки книгу Льва Толстого и открываешь очередную сказку, уже не удивляешься, что в ней скрыта огромная мудрость. Кто-то из читателей сможет возразить: «Это не так, потому что текст её слишком короткий!». Оказывается, не всегда играет большую роль в деле воспитания величина повествования. Все знают, что Лев Николаевич является великим мастером создавать глубокие и масштабные эпические произведения. Это ему не помешало написать целую книгу коротких поучительных историй и сказок для детей. Он умело подбирал точные слова, которые до сих пор заставляют задумываться юных читателей над смыслом того, что хотел сказать писатель содержанием своей сказки. Они пытаются постичь непознанное, обогатиться жизненным опытом.

Пересказ сказки

Сказка «Мальчик и отец» относится к обычным бытовым историям. Главным героем является мальчик, который играл-играл и по неосторожности разбил чашку, стоящую немалых денег. Хорошо, что этого никто не успел заметить. Мальчик думал, что его не станут ругать, ведь никто не видел, кто на самом деле разбил дорогую вещь. Пришёл домой отец и заметил, что чашка разбита, стал он выяснять у сына, кто это сделал. Мальчику стало очень страшно, но он не решился солгать. Он честно признался в содеянном. Отец был понимающим и мудрым человеком. Он не стал наказывать сына. На месте ребёнка мог оказаться и он сам. Мальчик не желал разбивать чашку специально, и мужчина его понял. Главная фраза, которая прозвучала из уст отца: «Спасибо за правду».

В чём суть написанного

В сказке отец поблагодарил сына за правду. Почему так сделал автор? Всем известно, что лучше горькая правда, чем красивая ложь. И желающий соврать должен помнить, что тайное всегда станет явным, как бы тщательно его не пытались скрыть. Отец преподал мальчику урок: нужно всегда признавать свои ошибки, потому что правда всего дороже.

Детям и родителям

Те произведения, которые читают родители вместе с детьми, должны приносить пользу. Взрослым надо брать пример со здравомыслящего отца из сказки, не стоит сразу начинать скандал, пусть ребёнок попробует всё объяснить. Необходимо дать ему выговориться, ведь он очень боится наказания. А дети должны доверять своим самым близким людям, говорить им правду. Тогда между людьми будет полное взаимопонимание. Можно будет строить отношения на доверии, страха не будет.

Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Мальчик и отец» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

 

russkaja-skazka.ru


Смотрите также