все о орехах

Игумен елисей орехов


Нило-столобенская пустынь

 

На Светлой седмице портал «Монастырский вестник» попросил монашествующих рассказать о своей первой, или особенно запомнившейся, Пасхе, которую они встречали в монастыре. Предлагаем нашим читателям познакомиться с этими воспоминаниями.

Игумен Елисей (Орехов), казначей Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска

Первая Пасха в обители всегда запоминается. 1992 год. Монастырской ограды тогда еще не было, территория заросла кустами, деревьями. Служили в Покровском храме, который еще недавно всем в Новомосковске был известен как кафе. Помню очень много народа – это было первое вхождение целого города в церковную жизнь. Волнующие ощущения, непередаваемые… Тогда служили два иеромонаха – отец Лавр (архимандрит Лавр (Тимохин), строитель и первый игумен Свято-Успенского мужского монастыря в Новомосковске, †2018. – Ред.) и я, и иерей Игорь. Колыхались волны свечей, восклицание «Христос Воскресе!», казалось, охватывало весь безбрежный мир. Отец Лавр менял за пасхальную службу 15-16 облачений. Громоздкий, грузный, он делал это необыкновенно быстро. А накануне целый день освящал куличи, не чувствуя усталости, говорил, что это дает ему силы, ведь Пасха – праздников праздник…

Впоследствии в день светлого Христова Воскресения начали устраивать городской крестный ход, соединяющий теперь монастырь, основанный отцом Лавром, и все новомосковские храмы, о которых он имел попечение. Этот праздник – время братства, полноты жизни, любви к человечеству, сама природа всегда откликается на него радостью. Желание обнять всех и всю вселенную – наверное, это и есть пасхальное чувство.

И особенным всегда было утро Пасхи, когда народ просветленный, утешенный расходился по домам. Мир, пасхальный рассвет, монастырская тишина, вкрадчивое пение птиц, будто боявшихся потревожить это утро… Христос Воскресе!

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково Рузского района Московской области

Первая монастырская Пасха у меня была, когда я учился в Сретенской духовной семинарии, которая располагается в Сретенском монастыре Москвы. Конечно, Пасхе предшествовал Великий пост; в течение и первой, и Страстной седмицы студенты посещали все службы. Такая подготовка не проходила бесследно: ощущения были возвышенные, торжественные. Настрой в нас присутствовал радостный, ликующий. Студенческий хор пел, в том числе и за пасхальным богослужением. А у меня еще было послушание иподиакона у наместника монастыря, я участвовал в богослужении, помогал в алтаре… Светлая седмица с крестными ходами… И никакой усталости не чувствовалось. Наоборот – подъем и вдохновение, радость о том, что Господь нас избавил от смерти, что мы призваны к жизни вечной, и все земные проблемы – временные, а постоянное – только Бог и жизнь с Ним… Это первые впечатления студенческих лет.

После Пасхи были каникулы, нас отпускали по домам и мы приезжали на приходы. И можно было сравнить монастырские торжества с приходской жизнью. На приходе, может быть, не было так торжественно, но эти простые богослужения оставляли свой след, возвращали к детским воспоминаниям. Я вырос в Красногорском Успенском храме. Там большая воскресная школа, и дети всегда участвовали в богослужениях. Я и в хоре пел, и в алтаре тоже помогал. Иногда просто разрывался: и на клиросе петь хотелось, и в алтаре быть… Помню, как мне первый раз доверили читать пасхальный Апостол, очень короткий и очень торжественный – какая гордость была, и волнение… Студентом тоже было приятно участвовать в богослужении. Со стороны священства, прихожан уже другое отношение: все рады видеть того, кто вышел из этого храма и учится в столичной семинарии, готовясь к священническому служению.

Потом я поступил в Сретенский монастырь, стал иноком. Это тоже были особые ощущения. Великий пост проходил уже в монашеском ритме, и было какое-то внутренне спокойствие, поиск безмятежности что ли, внутреннего покоя, покоя в Боге. К этому располагали и монашеское правило, и богослужение. Ничего внешнего, а внутри – радость.

А на следующий год, в 2011-м, я встречал Пасху в Новоспасском монастыре, уже иеродиаконом. Святейший Патриарх Кирилл благословил мне перейти из братии Сретенского монастыря в Новоспасский. Помню Великую Субботу. Огромное количество людей приходило в монастырь освящать пасхальную снедь, и мы старались уделять им время. Помню, сам игумен Савва, тогда новый наместник Новоспасской обители, ныне митрополит Тверской и Кашинский, участвовал во встрече приходящих, следил, как поет хор. Говорил, что такое большое количество народа есть поле деятельности для миссионерства, для проповеди о Христе тем, кто пришел первый раз, или заходит раз в год... У меня этот день оставил особые впечатления. Запала в память эта Благословенная Суббота, время тишины и покоя, время подготовки к пасхальному богослужению…

Монахиня Пиама (Аваньян), казначея женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Тулы

Мне трудно вспомнить свою первую Пасху, отыскать в памяти какие-то детали. Трудно делиться эмоциями. Но могу сказать о значительном отличии встречи Пасхи Христовой в монастыре и в миру. На мой взгляд, в миру весь пост занимаешься житейскими делами и заботами. И Пасха связана с некими традиционными атрибутами: приготовить кулич, покрасить яйца… Радость, конечно, есть, но она более приземленная, скажем так. А в монастыре весь пост проходит молитвенно. Все евангельские события проходят через тебя, потому что постом участвуешь во всех богослужениях, стараешься меньше заниматься житейскими проблемами. Поэтому и Пасха больше воспринимается духовно – как кульминация всего, что было за время Великого поста. Все события проходят перед твоим взором, ты в какой-то мере их участник: ты шел Крестным путем, стоял на Голгофе… И все это завершается тем, что «жизнь жительствует», смерть побеждена.

В монастырь я пришла в начале XXI века. И первые мои воспоминания о Пасхе тогда – это большое количество людей. Людские потоки. Всю Великую Субботу народ идет, идет, идет… всех надо встретить, организовать – такая суетная получается работа. А когда вечером начинается богослужение, – случайных людей уже нет, ты остаешься в кругу близких по духу. И Пасху встречаешь духовно, без суеты.

Материал подготовила Юлия Стихарева

Монастырский вестник — синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ

www.nilostolobenskaja-pustyn.ru

Прощай школа. — Тульская епархия РПЦ

Последний звонок прошёл в ГОУ ТО «Новомосковский центр» поздравить ребят в этот день пришли и. о. настоятеля Свято-Успенского монастыря г. Новомосковск игумен Елисей (Орехов), руководитель ООО «НОВОМОСКОВСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ» Зайцева Елена и волонтеры.

Торжественная часть праздника началась с выдачи грамот самым активным воспитанникам школы. Перед началом концерта к присутствующим обратилась директор ГОУ ТО «Новомосковский центр» Саяпина Ирина: «Мне очень радостно и одновременно грустно. Наши выпускники уже взрослые, но для меня вы навсегда останетесь детьми. Очень большую потерю мы перенесли в этом году. Почил духовник нашей школы архимандрит Лавр (Тимохин), но мы очень рады, что с нами его приемник игумен Елисей (Орехов)».

 После минуты молчания о усопшем архимандрите Лавре (Тимохин) слово взял отец Елисей: «Мне радостно видеть, как наши дети переходят на новый уровень жизни. С прощальной мелодией последнего звонка заканчивается школьная пора, завершаются школьные годы, которые тянулись так долго и пролетели так стремительно. Однако, за воротами школы открывается огромный, удивительный мир, начинается новый важный этап. Поэтому грусть расставания сменяется радостью ожидания и светлой надеждой. Пусть ваши надежды оправдаются! Молитвенно желаю вам помнить те уроки, которые преподали вам учителя и наставники, чтить тех, кто отдал себя без остатка для вас! Да благословит Господь ваши добрые пути и благие начинания!».

«Всем желаю в своей жизни встречать побольше людей, которые будут вам помощниками, никогда не разочаровываться в проходящей жизни, находить веру в людей, веру в Богу. Ведь вы вступаете во взрослую жизнь, которая очень сложна. И вы должны никогда не отчаиваться и не унывать», — с напутственным словом обратилась к выпускникам руководитель ОООНЭСК Зайцева Елена. Учащиеся школы вместе со своими учителями показали замечательную концертную программу. В завершение мероприятия выпускников поздравили волонтёры и подарили памятные подарки.

Лыков Сергей

Фото автора

tulaeparhia.ru

Пасха – время полноты жизни, любви к человечеству / Монастырский вестник

На Светлой седмице портал «Монастырский вестник» попросил монашествующих рассказать о своей первой, или особенно запомнившейся, Пасхе, которую они встречали в монастыре. Предлагаем нашим читателям познакомиться с этими воспоминаниями.

Игумен Елисей (Орехов), казначей Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска

Первая Пасха в обители всегда запоминается. 1992 год. Монастырской ограды тогда еще не было, территория заросла кустами, деревьями. Служили в Покровском храме, который еще недавно всем в Новомосковске был известен как кафе. Помню очень много народа – это было первое вхождение целого города в церковную жизнь. Волнующие ощущения, непередаваемые… Тогда служили два иеромонаха – отец Лавр (архимандрит Лавр (Тимохин), строитель и первый игумен Свято-Успенского мужского монастыря в Новомосковске, †2018. – Ред.) и я, и иерей Игорь. Колыхались волны свечей, восклицание «Христос Воскресе!», казалось, охватывало весь безбрежный мир. Отец Лавр менял за пасхальную службу 15-16 облачений. Громоздкий, грузный, он делал это необыкновенно быстро. А накануне целый день освящал куличи, не чувствуя усталости, говорил, что это дает ему силы, ведь Пасха – праздников праздник…


Впоследствии в день светлого Христова Воскресения начали устраивать городской крестный ход, соединяющий теперь монастырь, основанный отцом Лавром, и все новомосковские храмы, о которых он имел попечение. Этот праздник – время братства, полноты жизни, любви к человечеству, сама природа всегда откликается на него радостью. Желание обнять всех и всю вселенную – наверное, это и есть пасхальное чувство.


И особенным всегда было утро Пасхи, когда народ просветленный, утешенный расходился по домам. Мир, пасхальный рассвет, монастырская тишина, вкрадчивое пение птиц, будто боявшихся потревожить это утро… Христос Воскресе!

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково Рузского района Московской области

Первая монастырская Пасха у меня была, когда я учился в Сретенской духовной семинарии, которая располагается в Сретенском монастыре Москвы. Конечно, Пасхе предшествовал Великий пост; в течение и первой, и Страстной седмицы студенты посещали все службы. Такая подготовка не проходила бесследно: ощущения были возвышенные, торжественные. Настрой в нас присутствовал радостный, ликующий. Студенческий хор пел, в том числе и за пасхальным богослужением. А у меня еще было послушание иподиакона у наместника монастыря, я участвовал в богослужении, помогал в алтаре… Светлая седмица с крестными ходами… И никакой усталости не чувствовалось. Наоборот – подъем и вдохновение, радость о том, что Господь нас избавил от смерти, что мы призваны к жизни вечной, и все земные проблемы – временные, а постоянное – только Бог и жизнь с Ним… Это первые впечатления студенческих лет.


После Пасхи были каникулы, нас отпускали по домам и мы приезжали на приходы. И можно было сравнить монастырские торжества с приходской жизнью. На приходе, может быть, не было так торжественно, но эти простые богослужения оставляли свой след, возвращали к детским воспоминаниям. Я вырос в Красногорском Успенском храме. Там большая воскресная школа, и дети всегда участвовали в богослужениях. Я и в хоре пел, и в алтаре тоже помогал. Иногда просто разрывался: и на клиросе петь хотелось, и в алтаре быть… Помню, как мне первый раз доверили читать пасхальный Апостол, очень короткий и очень торжественный – какая гордость была, и волнение… Студентом тоже было приятно участвовать в богослужении. Со стороны священства, прихожан уже другое отношение: все рады видеть того, кто вышел из этого храма и учится в столичной семинарии, готовясь к священническому служению.


Потом я поступил в Сретенский монастырь, стал иноком. Это тоже были особые ощущения. Великий пост проходил уже в монашеском ритме, и было какое-то внутренне спокойствие, поиск безмятежности что ли, внутреннего покоя, покоя в Боге. К этому располагали и монашеское правило, и богослужение. Ничего внешнего, а внутри – радость.


А на следующий год, в 2011-м, я встречал Пасху в Новоспасском монастыре, уже иеродиаконом. Святейший Патриарх Кирилл благословил мне перейти из братии Сретенского монастыря в Новоспасский. Помню Великую Субботу. Огромное количество людей приходило в монастырь освящать пасхальную снедь, и мы старались уделять им время. Помню, сам игумен Савва, тогда новый наместник Новоспасской обители, ныне митрополит Тверской и Кашинский, участвовал во встрече приходящих, следил, как поет хор. Говорил, что такое большое количество народа есть поле деятельности для миссионерства, для проповеди о Христе тем, кто пришел первый раз, или заходит раз в год... У меня этот день оставил особые впечатления. Запала в память эта Благословенная Суббота, время тишины и покоя, время подготовки к пасхальному богослужению…

Монахиня Пиама (Аваньян), казначея женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Тулы

Мне трудно вспомнить свою первую Пасху, отыскать в памяти какие-то детали. Трудно делиться эмоциями. Но могу сказать о значительном отличии встречи Пасхи Христовой в монастыре и в миру. На мой взгляд, в миру весь пост занимаешься житейскими делами и заботами. И Пасха связана с некими традиционными атрибутами: приготовить кулич, покрасить яйца… Радость, конечно, есть, но она более приземленная, скажем так. А в монастыре весь пост проходит молитвенно. Все евангельские события проходят через тебя, потому что постом участвуешь во всех богослужениях, стараешься меньше заниматься житейскими проблемами. Поэтому и Пасха больше воспринимается духовно – как кульминация всего, что было за время Великого поста. Все события проходят перед твоим взором, ты в какой-то мере их участник: ты шел Крестным путем, стоял на Голгофе… И все это завершается тем, что «жизнь жительствует», смерть побеждена.


В монастырь я пришла в начале XXI века. И первые мои воспоминания о Пасхе тогда – это большое количество людей. Людские потоки. Всю Великую Субботу народ идет, идет, идет… всех надо встретить, организовать – такая суетная получается работа. А когда вечером начинается богослужение, – случайных людей уже нет, ты остаешься в кругу близких по духу. И Пасху встречаешь духовно, без суеты.

Материал подготовила Юлия Стихарева

2 Мая 2019

Социальные сети

monasterium.ru

По святым местам Белевской епархии — Тульская епархия РПЦ

По благословению исполняющего обязанности игумена Свято-Успенского мужского монастыря игумена Елисея (Орехова) состоялась ежегодная паломническая поездка руководителей образовательных организаций г. Новомосковска. В этот раз все места паломничества были связаны с началом священнического служения ныне покойного архимандрита Лавра (Тимохина).

По уже давно сложившейся традиции летом для руководителей образовательных организаций города организовывается паломническая поездка. Инициатором этого много лет назад был ныне покойный архимандрит Лавр (Тимохин). Неудивительно, что в этом году было решено в память об отце Лавре посетить те места, которые неразрывно связаны с началом священнического, а затем и монашеского служения: храм Рождества Пресвятой Богородицы в г. Белеве и храм св. мч. Александра Кипрского в селе Ченцово Заокского района.

Исполняющий обязанности игумена Свято-Успенского мужского монастыря игумен Елисей (Орехов) напутствовал паломников: «Сегодня вы отправляетесь в паломничество по местам служения архимандрита Лавра. Они для нашего Батюшки были особенными, наполненными трудностями, но при этом очень дорогими его сердцу».

Паломничество началось в музее архимандрита Лавра (Тимохина) в Свято-Успенском мужском монастыре, где присутствующим рассказали об основных этапах его жизни.

На подъезде к г. Белеву путников встречала местный краевед Александра Борисовна Желтова. Она провела обзорную экскурсию по городу, рассказала его историю, а также показала храм Рождества Пресвятой Богородицы, где отец Лавр был настоятелем.

Через дорогу от храма находится Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь, куда и  отправились паломники. Игумен монастыря иеромонах Арсений (Девятериков) любезно встретил гостей и самостоятельно провел экскурсию по восстанавливающейся обители. Рассказал о монастыре, ведущему свое начало с XVI века, расцвете монашеской жизни, а затем о его упадке и непростых страницах истории XX века.

После белевских святынь паломники отправились в село Ченцово Заокского района – место первого священнического служения архимандрита Лавра (Тимохина). Взору путников предстал величественный для тех отдаленных мест храм св. мч. Александра Кипрского в стиле барокко, построенного в середине XVIII в. дядей Петра I Александром Нарышкиным. После обзорной экскурсии по храму была совершена заупокойная лития по архимандриту Лавру.

Подводя итог паломнической поездке, председатель правления регионального отделения МОО «Союз православных женщин» и директор МБОУ «Гимназия №13» Татьяна Ершова сказала: «Эта поездка согрела всем нам душу, поскольку хоть ненадолго, но позволила побыть с нашим любимым Батюшкой мыслями. Мы увидели подлинную русскую глубинку, из которой отец Лавр черпал силы, находил в ней источник духовности, чувствовал свою принадлежность традиции. Видя все это, каждый из нас, я уверена, захочет вернуться сюда, чтобы стать ближе истинным ценностям жизни».

Анастасия Меркуль

Фото автора

tulaeparhia.ru

Пасха – время полноты жизни, любви к человечеству / Монастырский вестник

На Светлой седмице портал «Монастырский вестник» попросил монашествующих рассказать о своей первой, или особенно запомнившейся, Пасхе, которую они встречали в монастыре. Предлагаем нашим читателям познакомиться с этими воспоминаниями.

Игумен Елисей (Орехов), казначей Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска

Первая Пасха в обители всегда запоминается. 1992 год. Монастырской ограды тогда еще не было, территория заросла кустами, деревьями. Служили в Покровском храме, который еще недавно всем в Новомосковске был известен как кафе. Помню очень много народа – это было первое вхождение целого города в церковную жизнь. Волнующие ощущения, непередаваемые… Тогда служили два иеромонаха – отец Лавр (архимандрит Лавр (Тимохин), строитель и первый игумен Свято-Успенского мужского монастыря в Новомосковске, †2018. – Ред.) и я, и иерей Игорь. Колыхались волны свечей, восклицание «Христос Воскресе!», казалось, охватывало весь безбрежный мир. Отец Лавр менял за пасхальную службу 15-16 облачений. Громоздкий, грузный, он делал это необыкновенно быстро. А накануне целый день освящал куличи, не чувствуя усталости, говорил, что это дает ему силы, ведь Пасха – праздников праздник…


Впоследствии в день светлого Христова Воскресения начали устраивать городской крестный ход, соединяющий теперь монастырь, основанный отцом Лавром, и все новомосковские храмы, о которых он имел попечение. Этот праздник – время братства, полноты жизни, любви к человечеству, сама природа всегда откликается на него радостью. Желание обнять всех и всю вселенную – наверное, это и есть пасхальное чувство.


И особенным всегда было утро Пасхи, когда народ просветленный, утешенный расходился по домам. Мир, пасхальный рассвет, монастырская тишина, вкрадчивое пение птиц, будто боявшихся потревожить это утро… Христос Воскресе!

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково Рузского района Московской области

Первая монастырская Пасха у меня была, когда я учился в Сретенской духовной семинарии, которая располагается в Сретенском монастыре Москвы. Конечно, Пасхе предшествовал Великий пост; в течение и первой, и Страстной седмицы студенты посещали все службы. Такая подготовка не проходила бесследно: ощущения были возвышенные, торжественные. Настрой в нас присутствовал радостный, ликующий. Студенческий хор пел, в том числе и за пасхальным богослужением. А у меня еще было послушание иподиакона у наместника монастыря, я участвовал в богослужении, помогал в алтаре… Светлая седмица с крестными ходами… И никакой усталости не чувствовалось. Наоборот – подъем и вдохновение, радость о том, что Господь нас избавил от смерти, что мы призваны к жизни вечной, и все земные проблемы – временные, а постоянное – только Бог и жизнь с Ним… Это первые впечатления студенческих лет.


После Пасхи были каникулы, нас отпускали по домам и мы приезжали на приходы. И можно было сравнить монастырские торжества с приходской жизнью. На приходе, может быть, не было так торжественно, но эти простые богослужения оставляли свой след, возвращали к детским воспоминаниям. Я вырос в Красногорском Успенском храме. Там большая воскресная школа, и дети всегда участвовали в богослужениях. Я и в хоре пел, и в алтаре тоже помогал. Иногда просто разрывался: и на клиросе петь хотелось, и в алтаре быть… Помню, как мне первый раз доверили читать пасхальный Апостол, очень короткий и очень торжественный – какая гордость была, и волнение… Студентом тоже было приятно участвовать в богослужении. Со стороны священства, прихожан уже другое отношение: все рады видеть того, кто вышел из этого храма и учится в столичной семинарии, готовясь к священническому служению.


Потом я поступил в Сретенский монастырь, стал иноком. Это тоже были особые ощущения. Великий пост проходил уже в монашеском ритме, и было какое-то внутренне спокойствие, поиск безмятежности что ли, внутреннего покоя, покоя в Боге. К этому располагали и монашеское правило, и богослужение. Ничего внешнего, а внутри – радость.


А на следующий год, в 2011-м, я встречал Пасху в Новоспасском монастыре, уже иеродиаконом. Святейший Патриарх Кирилл благословил мне перейти из братии Сретенского монастыря в Новоспасский. Помню Великую Субботу. Огромное количество людей приходило в монастырь освящать пасхальную снедь, и мы старались уделять им время. Помню, сам игумен Савва, тогда новый наместник Новоспасской обители, ныне митрополит Тверской и Кашинский, участвовал во встрече приходящих, следил, как поет хор. Говорил, что такое большое количество народа есть поле деятельности для миссионерства, для проповеди о Христе тем, кто пришел первый раз, или заходит раз в год... У меня этот день оставил особые впечатления. Запала в память эта Благословенная Суббота, время тишины и покоя, время подготовки к пасхальному богослужению…

Монахиня Пиама (Аваньян), казначея женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Тулы

Мне трудно вспомнить свою первую Пасху, отыскать в памяти какие-то детали. Трудно делиться эмоциями. Но могу сказать о значительном отличии встречи Пасхи Христовой в монастыре и в миру. На мой взгляд, в миру весь пост занимаешься житейскими делами и заботами. И Пасха связана с некими традиционными атрибутами: приготовить кулич, покрасить яйца… Радость, конечно, есть, но она более приземленная, скажем так. А в монастыре весь пост проходит молитвенно. Все евангельские события проходят через тебя, потому что постом участвуешь во всех богослужениях, стараешься меньше заниматься житейскими проблемами. Поэтому и Пасха больше воспринимается духовно – как кульминация всего, что было за время Великого поста. Все события проходят перед твоим взором, ты в какой-то мере их участник: ты шел Крестным путем, стоял на Голгофе… И все это завершается тем, что «жизнь жительствует», смерть побеждена.


В монастырь я пришла в начале XXI века. И первые мои воспоминания о Пасхе тогда – это большое количество людей. Людские потоки. Всю Великую Субботу народ идет, идет, идет… всех надо встретить, организовать – такая суетная получается работа. А когда вечером начинается богослужение, – случайных людей уже нет, ты остаешься в кругу близких по духу. И Пасху встречаешь духовно, без суеты.

Материал подготовила Юлия Стихарева

2 Мая 2019

Социальные сети

monasterium.ru

Пасха – время полноты жизни, любви к человечеству / Монастырский вестник

На Светлой седмице портал «Монастырский вестник» попросил монашествующих рассказать о своей первой, или особенно запомнившейся, Пасхе, которую они встречали в монастыре. Предлагаем нашим читателям познакомиться с этими воспоминаниями.

Игумен Елисей (Орехов), казначей Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска

Первая Пасха в обители всегда запоминается. 1992 год. Монастырской ограды тогда еще не было, территория заросла кустами, деревьями. Служили в Покровском храме, который еще недавно всем в Новомосковске был известен как кафе. Помню очень много народа – это было первое вхождение целого города в церковную жизнь. Волнующие ощущения, непередаваемые… Тогда служили два иеромонаха – отец Лавр (архимандрит Лавр (Тимохин), строитель и первый игумен Свято-Успенского мужского монастыря в Новомосковске, †2018. – Ред.) и я, и иерей Игорь. Колыхались волны свечей, восклицание «Христос Воскресе!», казалось, охватывало весь безбрежный мир. Отец Лавр менял за пасхальную службу 15-16 облачений. Громоздкий, грузный, он делал это необыкновенно быстро. А накануне целый день освящал куличи, не чувствуя усталости, говорил, что это дает ему силы, ведь Пасха – праздников праздник…


Впоследствии в день светлого Христова Воскресения начали устраивать городской крестный ход, соединяющий теперь монастырь, основанный отцом Лавром, и все новомосковские храмы, о которых он имел попечение. Этот праздник – время братства, полноты жизни, любви к человечеству, сама природа всегда откликается на него радостью. Желание обнять всех и всю вселенную – наверное, это и есть пасхальное чувство.


И особенным всегда было утро Пасхи, когда народ просветленный, утешенный расходился по домам. Мир, пасхальный рассвет, монастырская тишина, вкрадчивое пение птиц, будто боявшихся потревожить это утро… Христос Воскресе!

Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково Рузского района Московской области

Первая монастырская Пасха у меня была, когда я учился в Сретенской духовной семинарии, которая располагается в Сретенском монастыре Москвы. Конечно, Пасхе предшествовал Великий пост; в течение и первой, и Страстной седмицы студенты посещали все службы. Такая подготовка не проходила бесследно: ощущения были возвышенные, торжественные. Настрой в нас присутствовал радостный, ликующий. Студенческий хор пел, в том числе и за пасхальным богослужением. А у меня еще было послушание иподиакона у наместника монастыря, я участвовал в богослужении, помогал в алтаре… Светлая седмица с крестными ходами… И никакой усталости не чувствовалось. Наоборот – подъем и вдохновение, радость о том, что Господь нас избавил от смерти, что мы призваны к жизни вечной, и все земные проблемы – временные, а постоянное – только Бог и жизнь с Ним… Это первые впечатления студенческих лет.


После Пасхи были каникулы, нас отпускали по домам и мы приезжали на приходы. И можно было сравнить монастырские торжества с приходской жизнью. На приходе, может быть, не было так торжественно, но эти простые богослужения оставляли свой след, возвращали к детским воспоминаниям. Я вырос в Красногорском Успенском храме. Там большая воскресная школа, и дети всегда участвовали в богослужениях. Я и в хоре пел, и в алтаре тоже помогал. Иногда просто разрывался: и на клиросе петь хотелось, и в алтаре быть… Помню, как мне первый раз доверили читать пасхальный Апостол, очень короткий и очень торжественный – какая гордость была, и волнение… Студентом тоже было приятно участвовать в богослужении. Со стороны священства, прихожан уже другое отношение: все рады видеть того, кто вышел из этого храма и учится в столичной семинарии, готовясь к священническому служению.


Потом я поступил в Сретенский монастырь, стал иноком. Это тоже были особые ощущения. Великий пост проходил уже в монашеском ритме, и было какое-то внутренне спокойствие, поиск безмятежности что ли, внутреннего покоя, покоя в Боге. К этому располагали и монашеское правило, и богослужение. Ничего внешнего, а внутри – радость.


А на следующий год, в 2011-м, я встречал Пасху в Новоспасском монастыре, уже иеродиаконом. Святейший Патриарх Кирилл благословил мне перейти из братии Сретенского монастыря в Новоспасский. Помню Великую Субботу. Огромное количество людей приходило в монастырь освящать пасхальную снедь, и мы старались уделять им время. Помню, сам игумен Савва, тогда новый наместник Новоспасской обители, ныне митрополит Тверской и Кашинский, участвовал во встрече приходящих, следил, как поет хор. Говорил, что такое большое количество народа есть поле деятельности для миссионерства, для проповеди о Христе тем, кто пришел первый раз, или заходит раз в год... У меня этот день оставил особые впечатления. Запала в память эта Благословенная Суббота, время тишины и покоя, время подготовки к пасхальному богослужению…

Монахиня Пиама (Аваньян), казначея женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Тулы

Мне трудно вспомнить свою первую Пасху, отыскать в памяти какие-то детали. Трудно делиться эмоциями. Но могу сказать о значительном отличии встречи Пасхи Христовой в монастыре и в миру. На мой взгляд, в миру весь пост занимаешься житейскими делами и заботами. И Пасха связана с некими традиционными атрибутами: приготовить кулич, покрасить яйца… Радость, конечно, есть, но она более приземленная, скажем так. А в монастыре весь пост проходит молитвенно. Все евангельские события проходят через тебя, потому что постом участвуешь во всех богослужениях, стараешься меньше заниматься житейскими проблемами. Поэтому и Пасха больше воспринимается духовно – как кульминация всего, что было за время Великого поста. Все события проходят перед твоим взором, ты в какой-то мере их участник: ты шел Крестным путем, стоял на Голгофе… И все это завершается тем, что «жизнь жительствует», смерть побеждена.


В монастырь я пришла в начале XXI века. И первые мои воспоминания о Пасхе тогда – это большое количество людей. Людские потоки. Всю Великую Субботу народ идет, идет, идет… всех надо встретить, организовать – такая суетная получается работа. А когда вечером начинается богослужение, – случайных людей уже нет, ты остаешься в кругу близких по духу. И Пасху встречаешь духовно, без суеты.

Материал подготовила Юлия Стихарева

02.05.2019

Социальные сети

monasterium.ru

Профессия учитель — Божие призвание — Тульская епархия РПЦ

В Новомосковском областном центре образования прошел праздничный концерт, посвященный дню учителя. На этом празднике среди почетных гостей присутствовал и. о. настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска игумен Елисей (Орехов).

В этот день царила теплая атмосфера, пронизанная хорошим настроением и позитивными эмоциями. Официальные торжественные поздравления перемешались душевными словами, подкреплялись прекрасными музыкальными номерами. Казалось, все самые лучшие фразы, которые только есть на свете, были произнесены в адрес виновников торжества – учителей, воспитателей, руководителей учреждений образования. Мало кто поспорит, что их труд, профессионализм, творческая энергия, вклад в дело, которому они посвятили много лет, бесценны. Никогда не будет лишней для любого человека признательность за старание педагогов, за высокие результаты их труда. Слова поздравления выразила директор Новомосковского центра образования Саяпина Ирина Вячеславовна: «Учителя нашей школы с честью выполняют свою благородную миссию, являясь носителями знаний, культуры, высоких человеческих ценностей и идеалов. Они учат детей творчески мыслить и принимать самостоятельно решения, верить в себя. Достижения учеников — это успех для учителя».

Уже в который раз участники концерта поняли, что действительно приятно дарить своё тепло и чувствовать взаимность, ведь учителя отлично знают, какой это нелёгкий труд — делиться знаниями с детьми и вкладывать в работу всю душу!

«Дорогие воспитанники и педагоги, желаю вам, чтобы первые обрели в лице вторых настоящих наставников — не только тех, кто дает набор знаний, но и тех, кто придает смысл этим знаниям, помогает раскрыть образ Божий в себе и увидеть его в других людях», — отметил отец Елисей (Орехов).

Ученики школы, сотрудники образовательного учреждения также приняли активное участие в праздновании дня учителя. Вся школа была красочно украшена, все учителя, и ученики были празднично одеты. И с первого взгляда вся школа напоминала необыкновенную сказочную страну.

Сольные песни, танцы, хоровое пение, юмористические сценки, стихи и многие другие выступления, которые продемонстрировали ученики, порадовали педагогов своим творчеством.

Лыков Сергей

Фото автора

tulaeparhia.ru

Тула | По святым местам Белевской епархии

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край Магаданская область Прим

tula.bezformata.com

Тула | Добрый пастырь. - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край Магаданская область Приморский край Республика Саха (Якутия)

tula.bezformata.com

Лики старой Оптиной: пустынник Елисей

З июня сего года <1875> исполнилось пятидесятилетие со дня вступления в Оптину пустынь Елисея пустынника. 

Елисей Кириллович Шувалов родился в г. Богородицке, Тульской губ. от дворовых людей г-на Ламакина Кирилла и Елены. Детей было десять человек, но все померли, оставались двое: старший сын Сергий (женатый и умерший 70-ти лет), да другой Елисей, живший у своего барина – холостяка камердинером. Барин любил Елисея за трезвую его жизнь и хорошее поведение, и перед смертию отпустил его на волю.

На 23-м году Елисей возъимел желание посвятить себя жизни монашеской, к которой еще за три года почувствовал влечение. С сим намерением и прибыл он в 1825-м году, прямо в Оптину пустынь, во время строительства о. Моисея Путилова, который тогда только что вступил в управление обителью. Обитель была скудна, и имела нужду в братии, которой было не более 50-ти человек. А потому, с любовию был принят Елисей настоятелем, в особенности, когда он узнал, что Елисей трезвой жизни и от роду не употреблял вина.

Оптину пустынь знал Елисей, и расположился к ней с того времени, как барин его капитан стоял с полком в Козельске, и он хаживал в пустынь для богомолья, и она ему в то время понравилась. Рассказывает Елисей, что когда в последний раз, прибыл он в пустынь, и подойдя для переправы к реке, увидал на монастырском берегу, где стоит теперь у перевоза сторожка, большую груду камней, но когда по переезде реки, ступил на берег, тогда на том месте ничего не оказалось, и понял он, что это было только одно видение. 

В то время Обитель имела скудость не только в братии, но и во всем, как в постройках, так и в хозяйственном отношении. Не было еще тогда и должности казначейской, и братия находили нужным иметь казначея, и первым на эту должность был избран иеромонах Серапион, Варлаам из Скита, потом Гавриил, а его сменил О. Савва, ныне еще здравствующий.

Гостиница была тогда одна, и та маленькая, в самом низу, слева западных монастырских врат, где помещалась после книжная лавочка, стояла небольшая деревянная гостининка с флигелем, а сзади ея стояли две избы для простого народа.

По поступлении в обитель, Елисей пробыл с год на послушании в хлебне; после того, семь лет провел в братской поварне, был сделан старшим поваром. Потом, назначались ему различные послушания: трудился он в просфорне, на рыбной ловле, был звонарем, будильщиком, топил церковныя печи, станавливался петь на клирос, сперва на левый, а потом с леваго, за хороший его голос, перевели на правый – в соборные. Голос имел он высокий чистый и громкий бас.

Около десяти лет ходил он на клирос, (при уставщике Мефодии; в то время Мефодий был рясофорным, с именем Михаила). Впоследствии, караулил он монастырские огороды. После того, с сорокового года, пробыл 15 лет, за послушание на Сосенной, при часовне, в 7-ми верстах от обители. Там у него не было русской печи, была лежанка, в ней приготовлял он себе на несколько дней пищу, и то изредко; более довольствовался одним сухоядением. С Сосенной перевели его караулить монастырский лес, в 3.1/2 верстах от обители, где пробыл около 10 лет.

Проживши столько лет в лесном уединении, старец Елисей сроднился с этою жизнию и даже полюбил её. Нужно заметить, что во всё время пребывания его там, никто не только из людей, но и из хищных лесных обитателей, ни разу не потревожил его ничем.

Рассказывал старец, что ему случалось встречаться с идущим поодоль медведем или волком, но они мирно проходили своей дорогой, не нарушая его спокойствия. И сбывались над ним слова Псалтири: «хранит Господь вся любящие Его» (Пс. 144,20). И «Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26,2).

А вот от других пернатых насельников, наполнявших лес, маленьких птичек, он пользовался даже любовию и расположением; они хорошо знали его и слетались на его зов; разсаживались ему на руки, на плечи, а некоторыя поглупее <выражение самого старца> из молодых, садились прямо на шапку, с полною уверенностию за свою безопасность, и клевали предлагаемый им корм.

Справедливость рассказа подтверждается свидетелями, которым лично пришлось видеть это.

Из Летописи Скита, 1875 год

Обсудить на форуме

www.optina.ru

В Свято-Успенском монастыре г. Новомосковска встретили праздник Преполовения Пятидесятницы

2 мая 2018 года, в праздник Преполовения Пятидесятницы, день памяти блж. Матроны Московской, в Свято-Успенском мужском монастыре г. Новомосковска состоялась Божественная литургия в летнем храме Святых жен-мироносиц. 

Богослужение возглавил благочинный обители игумен Варсонофий (Хорошко).

По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг Успенского собора с ковчегом святых мощей блж. Матроны.

На могиле почившего отца строителя и первого игумена обители новопреставленного архимандрита Лавра (Тимохина) была отслужена заупокойная ектения.

В завершение крестного хода перед мощами блж. Матроны Московской и.о. игумена монастыря игумен Елисей (Орехов) совершил молебное пение с малым освящением воды, по окончании которого молящиеся были окроплены святой водой.

Краткая справка

Слово «преполовение» означает половину, половину пути от Пасхи до праздника Пятидесятницы (Троицы). От Пасхи до Троицы – 50 дней, поэтому и период этот назван Пятидесятницей, соответственно, половина приходится на 25-й послепасхальный день.

Преполовение стоит между днем Пасхи и Троицы (Пятидесятницы) и как бы связывает эти великие праздники: мы продолжаем праздновать Пасху и готовимся к приближению Троицы.

На Литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (7:14–30), в котором говорится о том, как в середине иудейского праздника Кущей Иисус Христос пришел в Иерусалимский Храм и учил. Люди удивлялись, потому что знали, что Он не получал специального образования. Спаситель произнес следующие слова: «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня;  кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю.  Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен и нет неправды в Нем» (Ин 7:16–18).

«Сказав, что Мое учение не Мое, то есть не противное Богу, но учение Отца Моего,  – пишет святитель Иоанн Златоуст, – говорит, что, кто будет творить волю Божию, то есть кто освоится с добродетелью, а не будет рабом зависти и не омрачится напрасною ненавистью против Меня, тот узнает силу слов Моих, от Отца ли Я говорю или нечто чуждое и противное Ему. Волю же Божию творит тот, кто углубляется в Писания и пророков. Такой человек может узнать об учении Господнем, что оно от Бога. Ибо пророки изображают Господа не противником Богу и говорящим от Самого Себя, но говорящим и делающим всё такое, что угодно Богу».

День Преполовения Пятидесятницы – повод не только начать готовиться к празднику Троицы, но и вспомнить, как можно творить Божию волю.

 

 

 

Свято-Успенский мужской монастырь г. Новомосковска http://monuspen.ru/2018/05/prepolovenie-pyatidesyatnitsy-blzh-matrony-moskovskoj/

2 Мая 2018

Социальные сети

monasterium.ru


Смотрите также