все о орехах

Где находится орех юрия никулина


Орех Никулина - это... Что такое Орех Никулина?


Орех Никулина

«Кавка́зская пле́нница, и́ли Но́вые приключе́ния Шу́рика» — знаменитый фильм Леонида Гайдая, последний фильм (из тех, что снял Гайдай) с участием прославленной тройки Трус — Балбес — Бывалый (Вицин — Никулин — Моргунов). Премьера «Кавказской пленницы» состоялась в Москве 1 апреля 1967 года.

Сюжет

Эксцентрическая комедия с похищениями и погонями о добром и наивном Шурике, изучающем на Кавказе старинные обряды и обычаи, о его первой и робкой любви к девушке, из-за которой он очень часто оказывается в затруднительных ситуациях, потому что «красавицу, комсомолку, спортсменку» хотят выдать замуж за ответственного госслужащего. Её пoxищaют, и Шypикy нe cpaзy yдaётcя cooбpaзить, чтo пpoиcxoдит, нo зaтeм c пoмoщью нового дpyгa oн ocвoбoждaeт «кaвкaзcкyю плeнницy»…

В ролях

Съёмочная группа

Интересные факты

Товарищ Саахов

  • Сюжет фильма и образы «тройки» (Никулин, Вицин, Моргунов), частично пародируют сюжет и образы трех героев американского фильма «The Rogue Song» киностудии MGM 1930 г. Действие пародируемого фильма происходит в России в 1910 году, в горах Кавказа, по сюжету русский разбойник Егор влюбляется в Принцессу Веру и похищает ее. Из эпизодов The Rogue Song Гайдаем, как минимум, спародирован эпизод с медведем в пещере, возможно, пародировались и другие эпизоды.
  • Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.[1]
  • Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.
  • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов.
  • Из фильма был вырезан начальный эпизод, в котором Трус пишет мелом на заборе букву «Х», Балбес приписывает «У», а услышав свисток милиционера, дописывает «Художественный фильм»
  • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, / Там, где всегда мороз, / Чешут медведи спину / О земную ось.» Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили: «Где-то на белом свете / … / Трутся спиной медведи».
  • В песне «Если б я был султан» первоначально был еще один куплет («Предложит мне жена каждая по сто, итого триста грамм — это кое-что…»), но в фильм не вошел. Однако полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса», поэтому в народе песню пели полностью.
  • Реплику Фрунзика Мкртчяна «А в соседнем районе жених украл члена партии!» хотели убрать, но не убрали, а вложили в уста Юрия Никулина.
  • Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке). В окрестностях Демерджи по местам сьемок проходят многие туристические маршруты, где, в частности, демонстрируется знаменитый Орех Никулина, растущий до сих пор.
  • В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актёр.
  • Лента входит в число 50 лучших семейных картин по версии пользователей крупнейшего Интернет-портала посвящённого кино IMDb.
  • «Орех Никулина» — дерево (семейства Ореховые) растущее в окрестностях Демерджи, использованное во время сьёмок фильма. По фильму, с этого дерева Балбес (герой Юрия Никулина) высматривал приближение Нины перед похищением.[2] Является любимым объектом всех экскурсоводов по Долине Привидений. В 2007 году дерево сильно пострадало от бури и находится в плохом состоянии.

    Орех Никулина

  • Георгий Вицин, заядлый трезвенник, отказывался пить пиво в сцене в парке аттракционов. Несколько дублей Трус пил шиповник, однако в киногруппе заметили, что тот на пиво не похож — пены нету. Предложение положить сверху вату было отметено, так что Вицину пришлось ради одного дубля поступиться своими принципами.
  • Героиню Натальи Варлей в фильме озвучивает актриса Надежда Румянцева.
  • Эпизодическую роль жены Джабраила исполняет жена Фрунзика Мкртчяна — Донара.

Киноляпы

  • Когда замёрзшая троица вылезает из грузовика-рефрижератора, сосульки на шляпе Труса колышутся.
  • Тогда же герой Никулина вытаскивает из рефрижератора тушку незамороженного барана, хотя сами "замерзли до сосулек"
  • В конце фильма, когда Шурик, Нина и осёл идут по дороге, подъезжает микроавтобус и загораживает их. Под автомобилем видно, что пропали и ноги людей, и копыта осла, микроавтобус уезжает и у дороги никого не остается. Но в следующем кадре Шурик едет на осле вслед за микроавтобусом.
  • Дикий медведь, в пещеру которого забегает Нина во время погони, в ошейнике.
  • В «Операции „Ы“» Шурик учится в политехническом институте, а в «Кавказской пленнице» едет на практику собирать фольклор (обычно такая практика бывает у студентов-филологов). При этом, судя по третьему фильму («Иван Васильевич меняет профессию») он всё-таки стал инженером. Вероятнее всего, ни Шурик, ни Трус, Балбес и Бывалый и не задумывались как полноценные сквозные персонажи, иначе Шурику не пришлось бы заново знакомиться с троицей.
  • Товарищ Саахов входит «знакомиться» с невестой с бутылкой «Советского» шампанского (белого) на подносе, а выходит, облитый уже красным вином.
  • В сцене с песенкой «Если б я был султан» перед Ниной стоит поднос с большим количеством фруктов и с двумя огромными лепёшками. Когда Никулин допел песенку — видно, что на подносе еды уже нет. Наверное, Нина была так голодна, что за 2 минуты успела съесть несколько килограммов фруктов и 2 лепёшки. Впрочем, это скорее комедийная гипербола, чем ляп.
  • Когда Нина открывает окно в комнате на даче Саахова и видит высокий крутой обрыв в реку — она кричит от ужаса. Немного странная реакция для человека, занимающегося альпинизмом или скалолазаньем. Тем более что в начале фильма она преспокойно спускается по скале на альпинистстской веревке и, судя по всему, высоты нисколько не боится.
  • В вазе на подносе Саахова (когда тот заходит в комнату к пленнице) две гвоздики.
  • Алкогольный делирий или белая горячка («Всё ясно, Delirium tremens. — Что? — Белая горячка. — Да-да, горячий, совсем белый!») никогда не развивается на фоне опьянения, а возникает лишь у хронических алкоголиков при отмене привычного приёма алкоголя.

Крылатые фразы из фильма

Многие фразы из этого фильма стали крылатыми и обрели самостоятельную жизнь.

  • Короче, Склифосовский! — популярная фраза, которую произносят, чтобы прервать пространную речь собеседника. Эта фраза имеет лишь косвенное отношение к трудам и деятельности знаменитого хирурга Склифосовского. Такими словами Балбес (герой Юрия Никулина) пытался закончить лекцию о ящуре, которую читали ему переодевшиеся в санитаров положительные герои — Шурик и его друг. Под видом прививки от ящура злоумышленникам, похитившим красавицу-комсомолку, вкололи снотворное. В фильме фраза была произнесена таким образом: «Короче, Склихософский!»
  • Птичку жалко! — произносит рыдающий Шурик, спьяну не разобравшись в красивом кавказском тосте. Фраза употребляется в качестве шутливой или ироничной реакции на нарочитую попытку вызвать жалость.
  • Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса! — восклицает Эдик, когда его машина ГАЗ-55 глохнет (два раза в течение фильма). Употребляется в случаях, когда происходит поломка чего-либо и ремонт этой вещи затруднителен.
  • Студентка! Комсомолка! Спортсменка! Просто красавица! — распространённая цитата из фильма, часто употребляемая в качестве шуточного комплимента женщинам.
  • Бамбарбия! Кяргуду! — произносит Балбес, изображающий из себя коренного горца. На кавказско-балбесском языке в переводе Джабраила это означает: «Если вы откажетесь, они вас зарэжут.». Произносится после несмешного анекдота или истории.
  • Жить, как говорится, хорошо! (А хорошо жить — еще лучше!) — крылатая фраза, которую обычно произносят, сделав глоток холодного пива в жаркий день.
  • В моём доме, попрошу, не выражаться! — требует Джабраил, услышав слово «волюнтаризм» (в те годы это было главное советское внутриполитическое ругательство; совсем недавно «за волюнтаризм» был отстранён от власти Н. С. Хрущёв). Применяется в случае, если собеседник использует слова, неуместные в данном обществе или смысл которых непонятен.
  • Скажите, часовню тоже я развалил? — спрашивает Шурик, выслушав милицейский протокол о своём пьяном дебоше. Сейчас употребляется в значении «не вешайте на меня всех собак». Нередко отвечают, как и в фильме, словами дежурного милиционера: «Нет, это было до вас, в четырнадцатом веке».
  • Вы не оправдали оказанного вам высокого доверия! — отчитывает Джабраил опростоволосившуюся троицу. Употребляется в прямом смысле, но обязательно с «кавказским» акцентом, что придает выговору иронический оттенок.
  • Чей туфля́? — фраза Труса, который валяет дурака, похитив часть полученного троицей аванса. Так спрашивают, обнаружив валяющийся без присмотра предмет.
  • И бесплатная путевка… в Сибирь — из сцены торга Саахова и Джабраила. Употребляется как совет умерить свои запросы.
  • Будьте добры помедленней! Я записвую! — реплика нетрезвого Шурика на торжественном открытии дворца бракосочетаний. Употребляется в качестве насмешки над напыщенной, усложнённой речью.
  • Ничего не сделал! Только вошел! — восклицает возмущенный Саахов после незадавшегося знакомства с невестой. Используется в случае несоразмерности содеянного незначительного проступка с наступившими неблагоприятными последствиями.
  • Так выпьем же за кибернетикэ! — используется, когда все тосты уже исчерпаны. При этом слово «кибернетика» обязательно произносится через «Э».
  • Украл, и в землю закопал, и надпись написал — успокаивает Шурика главврач психиатрической больницы. Обычно говорят собеседнику, давая понять, что он говорит ерунду и его доводов никто не собирается слушать. Иногда добавляют продолжение реплики: «Мы вас вылечим, алкоголики — наш профиль».
  • Товарищем Сааховым называют некрупного начальника с задатками удельного князя.
  • Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире! — неудачное восклицание Труса в зале суда, вызвавшее не аплодисменты, на что тот рассчитывал, а гул неодобрения в зале. В качестве «крылатой» фраза используется при обсуждении третьими сторонами решений судов различных инстанций, либо выражается возмущение несправедливостью приговора.
  • ...в то время, когда наш район еще не полностью рассчитался с государством по шерсти и мясу! — реплика товарища Саахова в сцене торга за невесту. Применяется при заключении обоюдовыгодной сделки, в которой одна из сторон выдвигает другой стороне заведомо невыполнимые условия.
  • А ты не путай свою личную шерсть с государственной! — ответная реплика Джабраила. В сцене торга Джабраил «тонко» намекнул товарищу Саахову на то, что тот прибедняется. В общем случае может означать — не считай себя умнее (глупее, богаче, беднее, хитрее и т.п.) других.
  • Моментально — в море! — вольный перевод идиомы «memento mori» (девиз некоторых средневековых монашеских орденов, обозначающий «помни о смерти»), сделанный Трусом и Балбесом во время «вакцинации». В качестве «крылатой фразы» используется с целью указать собеседнику на малозначительность текущей деятельности и обратить внимание на более серьезные вещи.
  • …Излишествами всякими нехорошими… — дополнение, сделанное Трусом в лекции Эдика об опасности ящура. Используется, вероятно, для характеристики людей, злоупотребляющих (кроме алкоголя и никотина) противоположным полом. Однако не исключены и другие трактовки.
  • Эээ, торопиться не надо! — эта фраза Саахова в том или ином контексте используется, когда действительно не надо торопиться.
  • Грешно смеяться над больными людьми — упрекают Шурика пациенты психбольницы, когда он предлагает «сообразить на троих». Употребляется в смысле — «не трави душу», не предлагай желанного, но недостижимого.
  • Как быть нам, султана́м? (с нарочито неправильным ударением на последний слог) — эту фразу из песни обычно иронично используют люди рабочих профессий (к которым, вероятно, относится и сам исполнитель песни — Балбес).
  • Аполитично рассуждаешь! — укоряет Саахов Джабраила. В общем случае применяется при несогласии с доводами оппонента. В качестве «крылатой фразы» используется в разговорах на любую тему, необязательно на политическую.
  • Или я веду ее в ЗАГС, или она ведет меня к прокурору! — восклицает неудавшийся жених Саахов, поняв, какую он зетеял авантюру с похищением невесты. Вероятно, используется в случаях, когда длительные отношения с девушкой заходят в тупик.
  • Не волнуйтесь — это старинный красивый обычай — объясняет Джабраил Шурику, почему невеста во время «похищения» будет брыкаться, кусаться и кричать и жаловаться прокурору. Применяется в зависимости от ситуации.
  • Алло! Говорите, ну! — отвечает Саахов на неожиданный вечерний звонок. Используется, когда по телефону долго не отвечают, или когда звонки уже притомили.
  • Шляпу сними!!

Влияние на массовую культуру

Музыка

В альбоме группы «Пикник» «Королевство кривых» (2005) есть песня «И летает голова то вверх, то вниз», где рефреном повторяется фраза «Это вам не лезгинка, а твист» — в фильме её произносит Бывалый, когда объясняет, как этот самый твист надо танцевать.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Оресунд
  • Орех кедровый

Смотреть что такое "Орех Никулина" в других словарях:

  • Кавказкая пленница — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской …   Википедия

  • Кавказская Пленница — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской …   Википедия

  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (фильм) — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской …   Википедия

  • Кавказская пленница, или новые приключения Шурика — Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской …   Википедия

  • Кавказская пленница, или новые приключения Шурика (фильм) — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской …   Википедия

  • Кавказская пленница (фильм) — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской …   Википедия

  • Кавказская пленница — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия, музыкальный …   Википедия

  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика …   Википедия

  • Спортлото-82 — Жанр …   Википедия

  • Долина Привидений (Крым) — Координаты: 44°44′54″ с. ш. 34°24′23″ в. д. / 44.748333° с. ш. 34.406389° в. д.  …   Википедия

3dic.academic.ru

Никулин, Юрий Владимирович — Википедия

Юрий Никулин
Имя при рождении Юрий Владимирович Никулин
Дата рождения 18 декабря 1921(1921-12-18)[1][2]
Место рождения
Дата смерти 21 августа 1997(1997-08-21)[3][2][4](75 лет)
Место смерти
Гражданство  СССР →
 Россия
Род деятельности
Супруга Татьяна Николаевна Никулина[d]
Дети Никулин, Максим Юрьевич
Награды и премии
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе

Ю́рий Влади́мирович Нику́лин (18 декабря 1921, Демидов, Смоленская губерния, РСФСР — 21 августа 1997, Москва, Россия) — советский и российский артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1980). Герой Социалистического Труда (1990)[5]. Участник Великой Отечественной войны. Кавалер двух Орденов Ленина (1980, 1990).

Родился 18 декабря 1921 года в Демидове (ныне Смоленская область). Отец, Владимир Андреевич Никулин (1898—1964) родился в Москве. Русский. [6] Демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове. Там же была актрисой и его мать, Лидия Ивановна Никулина (Германова) (1902—1979). Родилась в городе Ливенгоф (Ливаны, Латвия) [7]. В годы Первой мировой войны переехала в город Демидов, подальше от войны к родственникам. В Демидове отец организовал «Теревьюм» — передвижной театр революционного юмора, где сам ставил спектакли и много играл. Также организовал и тренировал первую в городе футбольную команду[8].

В 1925 году семья перебралась в Москву. Жили в коммуналке в Токмаковом переулке, недалеко от площади Разгуляй[8] (дом не сохранился). Первые семь классов учился в образцовой школе, где частыми гостями были известные писатели, в частности, А. Гайдар[8]. В восьмом классе перешёл в среднюю школу № 346. Как он сам писал в книге мемуаров «Почти серьёзно…», «в нашу 346-ю обыкновенную школу, куда я перешёл, никакие делегации не приезжали, не приходили к нам и писатели, артисты не устраивали для нас концерты».

8 ноября 1939 года, после окончания средней школы, был призван в Красную армию, служил в 115-м зенитно-артиллерийском полку. Во время советско-финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом. Победу встретил в Курляндии; был демобилизован в мае 1946 года. За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени)[5], «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

После окончания войны пытался поступить во ВГИК, куда его не приняли, так как председатель комиссии С. Юткевич не обнаружил в нём актёрских способностей.[8][9] После провала хотел поступить в ГИТИС на театральный факультет. Но председатель комиссии С. Гушанский также не нашёл в молодом человеке актёрских задатков. В конце концов поступил в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Первое выступление на манеже состоялось 25 октября 1948 года в паре с Б. Романовым в репризе «Натурщик и халтурщик»[8]. Затем стал работать ассистентом вместе с популярным тогда клоуном Карандашом. Работая у него, познакомился с М. Шуйдиным. Вместе с Карандашом сам актёр и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Проработав с Карандашом два с половиной года, в 1950 году Шуйдин и сам актёр вместе ушли от него из-за рабочего конфликта[10]. Начав работать самостоятельно, составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин[5], хотя по характеру артисты были совершенно разные.

Дебютировал в кино в 1958 году в эпизодической роли в фильме «Девушка с гитарой».

Перестал выступать в цирке, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре[11]. С 1984 года — директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло в 1989 году. Всего он проработал в цирке около 50 лет.

Был членом редакционной коллегии журнала «Огонёк».

Член ВКП(б) с 1943 года

Скончался 21 августа 1997 года, на 76-м году жизни, из-за осложнений после операции на сердце. Был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 5).

Памятник на могиле Ю.В. Никулина

Артист дебютировал в кино в 36 лет и с первых картин зарекомендовал себя как неподражаемый разнохарактерный и профессиональный актёр. Он принёс с цирковой арены на экран различные роли-маски, широко используя цирковую эксцентрику и фактуру (пиротехник, фильм «Девушка с гитарой», 1958; Клячкин, «Неподдающиеся», 1959; Балбес, «Совершенно серьёзно», 1961). Одна из киноновелл этого фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» режиссёра Л. Гайдая положила начало ролям, которые обеспечили актёру всенародную любовь. Незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес и Бывалый) в кинокомедиях «Самогонщики» (1961), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967) отличают исключительное обаяние и жизнерадостность. Однако сам актёр (например, в книге «Почти серьёзно») более высоко ценил короткометражные новеллы, считая недостаточно удачной «Кавказскую пленницу», не говоря уже об использовании образа троицы жуликов другими режиссёрами (Э. Рязановым — «Дайте жалобную книгу», Е. Кареловым — «Семь стариков и одна девушка»).

Марка России, посвящённая Юрию Никулину (2001 год)

Играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известными являются кинокомедии с его участием — «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники». Персонажи этих фильмов — комедийно-гротесковые, с оттенком детскости, наивные чудаки, лиричные, добродушные и непосредственные[12].

Но актёр играл не только комические роли. В фильме «Когда деревья были большими» (1961) раскрылся драматический талант исполнителя. В своём герое — Кузьме Кузьмиче Иорданове — актёр обнаруживает сложное переплетение различных психологических состояний: лживость, опустошённость, паразитизм, одиночество, стремление вывести свою жизнь из состояния краха.

Иллюстрация кадра из фильма «Деловые люди» (Ю. Никулин и Р. Плятт) на конверте почты России (2008 год)

В фильме А. Тарковского «Андрей Рублёв» убедительно сыграл трагическую роль монаха Патрикея — казначея Успенского собора во Владимире, подвергнутого жестоким истязаниям монголо-татарскими захватчиками. В драматическом фильме «Ко мне, Мухтар!» играл младшего лейтенанта Глазычева, характер которого полон сострадания, жертвенности и преданности собачье-людской дружбе. Следует отметить его игру в фильмах о Великой Отечественной войне («Они сражались за Родину», режиссёр С. Бондарчук; «Двадцать дней без войны», режиссёр А. Герман (1977). В этом фильме роль военного журналиста Лопатина была сыграна актёром в сдержанной и безыскусной манере, при этом исполнена подлинного внутреннего драматизма[12]. Спор между режиссёром и Госкино о назначении его на роль Лопатина был решён положительно благодаря вмешательству писателя К. Симонова.

В последние годы (1993–1997) вёл юмористическую передачу «Белый попугай», был одним из постоянных участников передачи «В нашу гавань заходили корабли».

В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с известным телеведущим, журналистом и первым генеральным директором ОРТ В. Листьевым.

Жена (23 мая 1950[14] — 21 августа 1997) — Татьяна Николаевна Никулина (дев. Покровская) (14 декабря 1929 — 26 октября 2014), внучка П. Я. Ростовцева (земской деятель, депутат Государственной думы I созыва), окончила Тимирязевскую академию факультет декоративного садоводства. С Юрием Никулиным она познакомилась в декабре 1949 года благодаря тому, что занималась конным спортом. Клоун Карандаш искал лошадь для своего нового номера, ему приглянулась карликовая лошадка по имени Лапоть, и Татьяна с подругой привезла коня в цирк. Карандаш познакомил их со своим учеником Юрием Никулиным. Никулин пригласил их посмотреть спектакль, посадил Татьяну около прожектора и отправился на арену. Юрий скакал на лошади, периодически переворачиваясь на ходу; нога застряла в лонже, и он оказался под копытами коня без сознания. Вызвали «скорую», положили его в институт им. Склифосовского. У него была сломана ключица, на ноге и голове ссадины, левый глаз от удара копытом заплыл.[14] Несколько недель Татьяна навещала Юрия в больнице, приносила фрукты и общалась с ним. 23 мая 1950 года они поженились, стали жить в комнате жены в коммуналке[15] в Нащокинском переулке (бывшая улица Фурманова)[16]. С 1951 по 1981 год Татьяна работала в цирке на Цветном бульваре, на арене вместе с клоунами Юрием Никулиным и Михаилом Шуйдиным. 10 лет заведовала собачьим питомником, где содержались собаки породы ризеншнауцер. С 1997 года была консультантом по творческим вопросам цирка Никулина. Немного снималась в кино, в частности сыграла гида по Стамбулу в фильме «Бриллиантовая рука». Много сниматься не разрешал муж. Переводила детективы с английского языка. В 2002 году награждена орденом Почёта. После инсульта переписала «Мцыри» по памяти и «Евгения Онегина»; в 80 лет выехала на коне на манеж.[8][17][18][19]

Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне — очень смешной жеребёнок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить её самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «скорой» в Склифосовского, без сознания. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… А через полгода мы поженились…Татьяна Никулина (Покровская)

Среди близких друзей Юрия Никулина были Олег Табаков, Леонид Гайдай, а также популярный в Советском Союзе индийский актёр и режиссёр Радж Капур. Фронтовые друзья — Илья Семёнович Гутман (1918–1999) [20] и Марат Аркадьевич Вайнтрауб (18.03.1921—?) жили вместе в коммуналке[21][22].

Сын — Максим Юрьевич Никулин (род. 15 ноября 1956), после смерти отца стал генеральным директором и художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре.

Трое внуков: Мария Максимовна Никулина (род. 26 декабря 1981) — врач-нейрохирург, живёт с мужем в Мюнхене[23], Юрий Максимович Никулин (род. 29 мая 1986) — театровед-менеджер, руководитель отдела рекламы, PR-службы и спецпроектов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре и Максим Максимович Никулин (род. 13 ноября 1988) — продюсер, специалист зарубежного отдела цирка на Цветном Бульваре[24][25][26][13][27][28].

Родился и жил в Дурновском переулке, 1 (дом не сохранился), затем — в Токмаковом переулке, 15; с 1950 года — в коммунальной квартире в районе улицы Арбат; с начала 60­-х годов — на улице Фурманова; до 1971 — в коммунальной квартире на Разгуляе; с 1971 года — в Москве на Большой Бронной улице, 2/6 [29].

Сержант Ю. В. Никулин (верхний ряд, 3-й слева) на фронте в 72-м дивизионе. 1943 год

Фильмография[править | править код]

 — главная роль

ru.wikipedia.org

Пушкинский дуб (Москва) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пушкинский дуб — черешчатый дуб на Тверском бульваре Москвы.

Дерево названо в честь Александра Сергеевича Пушкина, который неоднократно бывал на Тверском бульваре. Дерево расположено напротив дома № 14с1. Неподалёку от него, на месте здания под номером 22 (ныне МХАТ им. М. Горького) когда-то стояла усадьба Кологривовых, где в декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля поэт впервые встретил Наталью Гончарову.

Вокруг дерева натянута цепь, препятствующая приближению прохожих к стволу и корням дуба. Рядом установлена табличка с надписью: «Дуб черешчатый. Quercus robur L. Возраст 200 лет».

27 июня 2012 года в рамках всероссийской программы «Деревья — памятники живой природы» дуб был обследован специалистами центра древесных экспертиз. Экспертами была проведена визуальная и инструментальная диагностика дуба, а также были взяты образцы кернов, по которым в дендрохронологической лаборатории МГУ леса был установлен точный возраст дерева[1]. Результаты экспертизы[2]:

  • Возраст: Дуб существует с 1814 года (соответственно, на 2020 год дереву 206 лет).
  • Высота: 19 м (на 2012 год)
  • Диаметр ствола на высоте 1.3 м: 1.12 м (на 2012 год). Соответственно, обхват дерева составляет 3.52 м.
  • Состояние: Отличное (на 2012 год).

8 июня 2004 г. Постановлением Правительства Москвы № 383-ПП Пушкинский дуб был внесён в «Перечень природных объектов и комплексов, планируемых к образованию в качестве особо охраняемых природных территорий города Москвы»[3]

Название «Пушкинский дуб» дано также деревьям в других городах России и Украины:

  • 700-летний дуб в посёлке Суйда в музее-усадьбе А. Ганнибала — прадеда А. С. Пушкина. Был умышленно сожжён 13-летним подростком в 2000 году, желающим получить славу Герострата[4].
  • Дуб в усадьбе Баратынских «Мара»[5][6]
  • Дуб в городе Майский[7]
  • Дуб в Гурзуфе[8]. Единственный из «пушкинских дубов», который находится у лукоморья[8].
  • Дуб, росший в Одессе на углу Пушкинской и Ланжероновской улиц, вблизи здания Английского клуба. После того, как дуб начал стареть и погибать, городские власти приняли решение спилить дерево, а из части ствола, в который вросла якорная цепь, соорудить памятник. В 2001 году такой памятник был установлен. Он представлял собой ротонду, внутри которой на специальном постаменте находился фрагмент дерева. 14 июня 2006 года памятник был демонтирован[9].
  • Дерево, росшее в Таганроге около гостевого дома, в котором в 1820 году останавливался Пушкин. Дерево было посажено в 1860-х годах и являлось не дубом, а шелковицей. В начале 2000 годов дерево погибло из-за поджога вандалов, которые бросили в дупло тлеющие тряпки[10].
  • Дуб в Благовещенске на одной из аллей в центре города. Посажен в 1987 году из саженцев, привезённых из музея-заповедника «Михайловское» в Пушкиногорье[11][12].
  • Дуб в Оренбурге позади драматического театра[13].

Кроме того, музее-усадьбе в селе Тригорское сохранился дуб, известный как «Дуб уединённый», о котором Пушкин написал следующие строки: «Гляжу ль на дуб уединенный; Я мыслю: патриарх лесов; Переживет мой век забвенный; Как пережил он век отцов»[14].

ru.wikipedia.org

Памятник Юрию Никулину (Москва) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Памятник Юрию Никулину в Москве установлен на Цветном бульваре перед зданием Московского цирка Никулина.

Памятник Юрию Никулину был открыт 3 сентября 2000 г. перед зданием цирка, в котором актёр и клоун проработал более полувека. Памятник представляет собой бронзовую фигуру Никулина, садящегося в припаркованный кабриолет Adler Trumpf, который известен по фильму «Кавказская пленница» (автомобиль, снимавшийся в фильме, принадлежал лично Никулину[1]). Никулин одет в свой клоунский пиджачок с галстуком и шляпу-канотье. И актёр, и его автомобиль отлиты из бронзы, причём кабриолет был сделан с чуть меньшими размерами, чем оригинал. Вместо номеров на автомобиле закреплена табличка с надписью «Юрий Никулин». Для работы использовались фотографии кабриолета, ныне находящегося в частной коллекции.

Автором памятника выступил скульптор Александр Рукавишников. Вначале предполагались иные композиционные решения, например, с цирковыми трапециями или с грустным Никулиным и опускающимся занавесом, но в итоге победила идея объединить и цирк, и кино.

Памятник создавался в течение двух лет. Кабриолет был отлит в Минске, а более сложную фигуру актёра пришлось отливать в Италии. Всего вес скульптурной композиции составляет 3,5 тонны. Изготовление памятника обошлось в 350 тысяч долларов США, оно было профинансировано ЗАО «Цирк Юрия Никулина», открывшим фонд по сбору средств и пожертвований[2], а во время церемонии открытия памятник был официально передан в дар Москве. Перед открытием памятника его никто не охранял, поэтому директору мастерской пришлось ночевать рядом с ним.

Вначале памятник хотели установить прямо на проезжей части, где паркуются обычные автомобили, но эта идея не была поддержана московской ГИБДД, и памятник поставили на тротуаре.

Примечательный памятник прохожие считают своим долгом потереть на счастье, в результате чего нос, некоторые части одежды Никулина и сиденья автомобиля отполированы до блеска. В 2013 г. прошла акция, во время которой памятник был отмыт от пыли и грязи.

ru.wikipedia.org


Смотрите также